Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Среди школьных администраторов и учителей широко распространены педагогические стереотипы, которые снижают эффективность образовательной деятельности. Кандидат педагогических наук М.Мазниченко в статье «Мифы современного образования» («ПЕДАГОГИКА», № 2 за 2007 год) выделяет две группы таких установок. Первая связана с игнорированием принципиальных отличий научно-педагогической и образовательной реальностей. Научно-педагогическая реальность – это эталон, показывающий, каким должна быть образовательная деятельность, ее цели, формы, методы, технологии… Образовательная реальность по своей природе не может быть эталонной, ибо характеризуется неопределенностью: каждый конкретный случай – это иная, новая, неповторимая ситуация.

Смешение этих реальностей выражается, например, в мифе о конечности педагогических целей. На практике этот стереотип приводит к стремлению научить всему и навсегда, учебной перегрузке, догматизму и формализму мышления.

Поскольку предполагается полная достижимость педагогических целей, значит, должны быть технологии, позволяющие эти цели осуществить. Отсюда вытекает другой миф – о всесилии методики. Исследование автора статьи показало, что 60% студентов 1-го курса и 26% студентов 5-го курса педагогического вуза хотели бы упростить педагогическую теорию до уровня инструкций и «кулинарно-педагогических рецептов».

Еще одна группа мифов связана с мышлением педагогов, в основе которого нередко лежат жесткие оппозиции: «традиции–инновации», «творчество–технологизация», «гуманистический–авторитарный»…

Как школьник представляет себе идеального учителя? Исследование на эту тему провели педагоги московской гимназии № 1522. Учитель русского языка и литературы Людмила Печерикина в статье «Какой учитель нужен нынешним школьникам?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2007 год) пишет, что, по мнению учеников 9 класса, учитель – человек добрый, приветливый, отзывчивый, внимательный. Он любит детей, интересуется их проблемами, всегда готов помочь. Понимающий, образованный, терпеливый и сдержанный, словом, интеллигентный, он ни за что не оскорбит ученика. Особенно ценятся ребятами такие профессиональные качества учителя, как широкая образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, умение вести интересные уроки, давать интересные задания.

«Хорошее отношение» наиболее важно ученикам 7–8 классов (38–50%), менее значимо в 5 и 10 классах (11–15%) и неактуально в 9-м. Любопытно, что 21% десятиклассников хотели бы, чтобы урок шел без учителя, только с компьютером. В то же время пятиклашки и выпускники, напротив, не желают замены учителя компьютером.

По мнению американского психолога Ф.Селже, при общении значимость слов составляет 7%, интонации – 38%, а на жесты приходится 55%. В статье президента лиги профессиональных имиджмейкеров В.Шепель «Магия личного обаяния» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 3 за 2007 год») детально рассматриваются жесты, помогающие передаче информации и выражающие отношение к сказанному. Например, крепко сцепленные пальцы (плотно сжатые руки – поза человека, попавшего в переделку), а также защитное поглаживание шеи (рука движется назад, как бы уклоняясь от удара), как правило, означают подозрительность, напряженность, недоверие, а пальцы, соединенные наподобие купола храма, сигнализируют о доверии.

Важно знать об особенностях жестикуляции представителей разных культур. К примеру, на Востоке, если протянуть еду, деньги или подарок левой рукой, можно нанести оскорбление собеседнику, так как левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается «нечистой».

Левой рукой управляет «интуитивное», «правдивое» полушарие (у правшей). Правая рука делает то, что надо, а левая – то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому, если в разговоре с вами собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или негативно относится к происходящему (если он не левша).

Рейтинг@Mail.ru