О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.В.Мурашова
Понять ребенка
Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Если вы (как и многие коллеги-учителя) до сих пор с сомнением относитесь к психологам, прочитайте эту книжку. Не беритесь только за нее поздним вечером: не оторветесь. Случаи из практики психолога, работающего в обычной районной поликлинике, описаны хорошим литературным языком.
Каждая глава начинается с того, как открывается дверь кабинета, на которой написано «Стучите – и вам откроют», и перед читателем разворачивается очередная история. Это может быть и тотальное непослушание, и агрессия, и отвращение к школе, и лень, и дурная компания. Одним словом, ребенок ведет себя так, что у взрослых опускаются руки. Чего они только не пробовали! Но ничего не помогает!
В этот момент автор, как хороший романист, прерывает повествование. И уже как профессиональный психолог описывает суть проблемы. Эта главка всюду так и называется: «Что такое…». Например, детские капризы, детские страхи, подростковый кризис. Или «Почему дети…»: …не хотят учиться, не успевают в начальной школе, стесняются.
Когда читатель осознает суть проблемы, следует объяснение, почему так происходит (какие обстоятельства в жизни ребенка довели его до такого состояния) и что делать родителям, чтобы исправить то, что они натворили. Очень полезной может оказаться главка о том, какой помощи в подобном случае можно ожидать от специалиста.
И только теперь, когда мы представляем проблему с разных сторон, автор возвращается к конкретному случаю, с которого начиналась глава: что происходило с ребенком и его родителями во время встреч с психологом, каков был результат. Но это только схема описания каждой проблемы. Похожей литературы сейчас немало, особенно переводной.
Эта же книжка привлекает необыкновенным эффектом присутствия. Автор честно сознается в своей неуверенности, сомнениях. Рассказывает о том, как, задумав рискованный ход, с замиранием сердца следит за реакцией ребенка. Подкупает и то, в какой форме даются советы – с учетом того, что родители тоже люди. Например, широко и печально известную педагогам и родителям рекомендацию «тщательно, неустанно и как можно раньше приучать ребенка к усидчивости и внимательности» автор комментирует так: «Прекрасная рекомендация. Если кто-нибудь знает, как ее исполнить, – флаг ему в руки. Со своей стороны могу предложить старую игру, которая прекрасно тренирует произвольное внимание».
На редкость человеческая книжка.
С.К.Нартова-Бочавер, Г.К.Кислица, А.В.Потапова
Семейный психолог отвечает
М.: Генезис, 2004.
Авторы профессионально занимаются психологическим консультированием, и в очередной своей книге они представили вопросы, с которыми обратились читатели. Ну и свои ответы на них, конечно.
Извлечь из чтения непосредственную утилитарную выгоду – получить рекомендацию по поводу своей собственной проблемы вряд ли получится. Ибо в режиме блиц-консультации, которую представляет каждая главка, невозможно рассчитывать на исчерпывающий анализ и решение проблемы. Да и не найдете вы среди вопросов точного описания своей ситуации.
Книга интересна с другой точки зрения. После прочтения становятся чуть более понятны роль семейного психолога, методы его работы, сфера компетенций.
Кстати, целая глава посвящена ответам на вопросы об особенностях работы психолога и психотерапевта, о методах работы психологов, о семейном консультировании и психологическом сопровождении.
В остальных главах вопросы разделены по проблематике: семья или одинокая женщина в ожидании ребенка; проблемы младенческого возраста, школьного, юношеского; страхи, стрессы, вредные привычки; неурядицы между супругами, кризисы взрослой жизни; как рассказать ребенку о смерти близкого человека; как противостоять агрессии пожилых родителей.
Если рассматривать прочитанное с профессиональной учительской точки зрения, то вопросы, особенно собранные в таком массиве, дают даже больше пищи для размышлений, чем ответы. Мы ведь имеем дело с детскими страхами, капризами, агрессией, но семейные обстоятельства ребенка практически всегда от нас закрыты. Семьи учеников, остающиеся для педагога за скобкой, полны проблем. Перелистав книжку, еще раз напомним себе об этом. И вместо того чтобы в очередной раз стыдить маму за «безобразное поведение ее сына», посоветуем ей проконсультироваться у семейного психолога.