Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО


Рыков Александр

Городская предметная олимпиада: кого она выявляет сегодня?

У педагогов накопилось очень много претензий к организаторам на местах

Прозвучал на Предэкзаменационном интернет-педсовете и вопрос учительницы из города Учалы: «Будут ли при поступлении в вузы учитываться результаты различных олимпиад?» Ответили: да, будут. По закону – победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются в вузы без вступительных испытаний. Имеют льготы и победители, призеры олимпиад, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. С виду все хорошо: закон поддерживает одаренных детей. Но проведение школьных, городских, районных и даже областных олимпиад зачастую окутано туманом интриг и борьбой интересов, не имеющих ничего общего с изначальными целями мероприятия.

Уже не первый год проводится в Свердловской области фестиваль «Юные интеллектуалы Северного Урала». Мероприятий очень много, но ни одно из них не может сравниться по значимости с предметными олимпиадами – ведь все остальные предполагают домашние заготовки, работу по заранее известной теме, а олимпиады – это всегда открытие, работа в незнакомой ситуации, с новыми поначалу условиями. В них побеждают «наиболее образованные, смекалистые, изобретательные, одаренные учащиеся, обладающие системным алгоритмическим мышлением, умеющие находить оптимальные и верные решения, способные к индивидуальному соревнованию», как написано в Положении. Но если бы так и было!

«А давайте дадим ему место!»

Столкнувшись в первый раз с неправильной, по моему разумению, организацией городской предметной олимпиады, я, будучи руководителем городского методического объединения учителей информатики, написал докладную записку руководителю отдела образования города Карпинска. В ней я изложил мое видение организации предметных олимпиад по информатике, основанное на опыте, которым делятся лучшие учителя страны через интернет, публикуя положения, условия и т.п. Я предлагал: задания должны готовить учителя, ученики которых не участвуют в данной олимпиаде, например, учителя из соседних районных городов. Я настаивал: во время олимпиады никто – ни учителя, ни лаборанты, ни секретари – не должны подходить к детям; все ответы и решения следует записывать на носитель под кодом, а не под фамилией с указанием номера школы. Работы надо проверять коллегиально: тестировать, анализировать и затем уже выносить решение о количестве баллов конкретному участнику.

Только после подведения итогов, никак не раньше, открывать имена и школы. Наконец, я настаивал и на такой очевидности: победители в обязательном порядке должны участвовать в следующем туре – окружном, областном, республиканском, международном.

Однако и на следующий год все шло по-старому. Задания готовят учителя, а то и лаборанты школ, чьи ученики участвуют в олимпиаде. Они же и побеждают, получая несколько призовых мест. Во время работы над заданиями школа, принимающая олимпиаду, допускает в аудиторию своих учителей, и уж тут и без рассказов участников понятно: после того как учитель подходил к ребенку, ученик быстро заканчивал работу и потом становился победителем. На моих глазах лаборант принимающей школы решил задачу для дочери директора, а потом она стала победительницей, получила денежное вознаграждение. Проверку работ проводят открыто: «Давайте дадим ему третье место, ведь он из отдаленной школы!» Это я слышал сам.

И почему-то победители городских олимпиад у нас никогда не участвуют в окружных и областных. Участвует какой-то ученик из школы, который и в призерах-то никогда не был.

Тогда я сложил с себя полномочия методиста.

Так гибнет хорошая традиция

В этом году я категорически отказался участвовать в олимпиаде, если ничего не изменится. Но все в точности повторилось, как я узнал от учеников, которые ходили на олимпиаду. Четвертый раз подряд олимпиада проводится в одной и той же школе. Задания размножаются здесь же, так что их содержание – секрет полишинеля. А лидер по количеству призеров, конечно, принимающая школа.

Уже никого не удивляет практика олимпиадного натаскивания. Известно все: тема, конкретные задания. На олимпиаду дети приходят с уже исписанными листочками и уходят через полчаса, уже сдав работы! Их текстовые ответы до последней точки совпадают с текстом проверочного ключа, и они становятся победителями наших олимпиад.

Это о них написано в Положении как о «наиболее смекалистых, изобретательных, обладающих системным алгоритмическим мышлением, умеющих находить оптимальные и верные решения, способных к индивидуальному соревнованию»?

Кошки-мышки

В этом учебном году наш Институт развития регионального образования предложил победителей областных олимпиад принимать в профильные институты без экзаменов. Из нашего города при такой организации предметных олимпиад точно никто не попадет в профильный институт без экзаменов. Ну не посылают у нас победителей на окружные и областные соревнования! Там уж точно станет известно, кто есть кто.

Весь смысл нечестной организации олимпиады на местах в том, чтобы показать учителям города, что их статус зависит не от профессиональных качеств, не от реальных достижений учеников, а от того, сумели они наладить личные отношения с управленцами или нет. Стали «своими» или нет. Перед своими все двери открыты. Своим «сделают» победу ученика, организуют отчетность, помогут с документами на звание или премию. Другие им безразличны. В числе других – школьники.

…Тридцать третий год я работаю учителем, но еще никогда не было так обидно за себя, за своих коллег. Удивительно, что многие считают, что так и надо. Смотрят в рот специалистам отдела образования, которые и учителями-то настоящими никогда не были, и толковые задания к олимпиаде подготовить не в состоянии…

Рейтинг@Mail.ru