ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
И снова борьба с перегрузками...
Предложения все более замечательные – и все менее осуществимые
К уже известным факторам перегрузки школьников добавились два новых – единый экзамен и профильное обучение. При том что значение «старых» – требования программы, психологические стрессы, плохое учебное оборудование – отнюдь не снизилось.
Как защитить детей в этой ситуации, обсуждали на «круглом столе» в Комитете по образованию и науке Госдумы.
В 2001–2004 годах Институт возрастной физиологии РАО провел мониторинг здоровья учащихся 1, 2 и 11 классов (в исследовании участвовали 2500 школ 56 регионов).
Выводы ученых оказались весьма предсказуемыми: школьники слишком много времени проводят за учебниками и компьютерами, мало двигаются и плохо спят.
Участники «круглого стола» видят истоки проблемы в многопредметности школьной программы, в попытках обучить детей всему и вся, невзирая на их возможности.
– При разработке стандартов первого поколения трудно было избежать лоббирования со стороны специалистов-предметников, – призналась начальник отдела стандартов и программ Минобрнауки Ирина Тараданова. – Война за часы не имеет конца, в ней нет победителей, есть только побежденные – дети.
Ирина Тараданова убеждена, что стандарты нового поколения, работа над которыми должна завершиться во второй половине 2008 года, позволят радикально решить проблему перегрузок. Правда, каким образом удастся этого добиться, она так и не пояснила.
Заметим, кстати: нынешние стандарты, действующие с 2004 года, тоже вводились в школьную практику под лозунгом борьбы с перегрузками…
По словам директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислава Кучмы, коренное отличие нового поколения стандартов заключается в том, что в них будут прописаны гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ. Это размер школьного участка, воздушно-тепловой режим, качественное освещение, современные системы водоснабжения, канализации, удобная мебель…
Впрочем, понятно, что прописать условия – одно, а создать их – совсем другое. Вероятно, поэтому участники «круглого стола» перешли к педагогическим способам нормирования учебной нагрузки. Таким, например, как отказ от концентрической системы преподавания в пользу линейной (недостаток первой многие видят в том, что программа одиннадцатилетки по некоторым предметам изучается за 9 лет «галопом по Европам», а в старших классах происходит повторение пройденного на более глубоком уровне).
Некоторые специалисты предлагают перейти с более уплотненного графика пятидневной учебной недели на шестидневку, якобы позволяющую уменьшить количество занятий за счет дополнительного учебного дня. Но и эта мера, взятая на вооружение многими школами, вызывает немало нареканий и споров.
Президент РАО Николай Никандров считает необходимым перейти на 12-летний срок обучения: по его мнению, это и способ борьбы с перегрузками, и шаг к интеграции в мировое образовательное пространство.
Консультант Управления учреждений образования Рособразования Борис Мишин в качестве панацеи от перегрузок предлагает уделять больше внимания развитию двигательной активности детей на уроках физкультуры, которые сегодня, по его словам, рассчитаны только на здоровых детей, в то время как в специальных группах должны заниматься 35% детей (на практике такую возможность имеют лишь 0,3% школьников).
Директор столичного лицея № 1535 Михаил Мокринский убежден, что риску перегрузок больше других подвержены старшеклассники, большинство из которых ориентированы в основном на поступление в вузы, из-за этого им приходится тратить много времени на занятия с репетиторами на подготовку к единому экзамену.
Да и сам по себе ЕГЭ, по мнению директоров школ, тоже является серьезным стрессом. Существенным фактором переутомления стало, вопреки ожиданиям, и профильное обучение.
Примечательно, что в отличие от педагогов специалисты в области школьной гигиены видят корень зла не столько в количестве учебных дней и часов, сколько в психологическом самочувствии школьников. Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких рассказала, что самый неблагоприятный фактор, способствующий перегрузкам, – это стресс ограниченного времени. Преодолеть его возможно с помощью методик, соответствующих функциональным возможностям каждого ребенка.
– Поэтому для начала надо изменить стандарты подготовки специалистов в педвузах, для того чтобы они знали основы детской физиологии и гигиены и не заставляли детей делать то, на что они не способны в силу своих природных данных, – считает Марьяна Безруких.