Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2007
Первая тетрадь
Политика образования

Кожурина Людмила

Шестой московский педагогический марафон учебных предметов завершен!

В нем приняли участие более 12 тысяч учителей! Отчет о последней неделе

Последние дни марафона пролетели стремительно. На свои предметные конференции собирались учителя естественных наук, два дня были отданы математикам, день – учителям информатики. Свой День был и у школьных библиотекарей. А на закрытии, в День классного руководителя, соединились воспитание и организация внеклассной работы – важная сфера деятельности любого педагога.

3 апреля

День учителя географии

4 апреля

День учителя биологии

5 апреля

День учителя физики

6 апреля

День учителя химии

Потенциал естественных наук в личностном развитии школьников переоценить трудно. Тем не менее вопрос «Как повысить престиж предметов естественно-научного цикла?» в эти дни звучал часто. В нем – волнение за судьбу предмета: «Программу ужали, часы сократили, а на экзамены выносятся вопросы по тем темам, которые убрали. Почему?» Действительно, перестроиться непросто: именно за счет сокращения времени на изучение предмета на базовом уровне расширяется пространство для профилей и элективов. Приходится учиться работать в разных форматах учебных занятий.

Проверено опытом

И по программам было видно: распорядок этих Дней ориентирован на практику. Каких только изобретений, опытов и экспериментов учителя не насмотрелись! Действующая модель Карлсона, возможность заглянуть в бесконечность и даже узнать, какого цвета зеленка. Главное, все очень просто. Было слышно: «Вернусь домой, обязательно своим покажу».

Главный редактор газеты «География» Ольга Коротова показала серию весьма необычных географических карт. При одном взгляде на карту ученик сразу получает полную информацию по теме. Например, карта мирового высотного строительства. Школьник не только запоминает, где и сколько небоскребов на земном шаре, но и получает импульс подумать: почему в Азии в развивающихся странах высоток так много, а в преуспевающей Европе почти нет?

Не упускали из виду и методическую практику. На семинаре «Цивилизованная альтернатива тестам ЕГЭ» заместитель главного редактора газеты «География», научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Сергей Рогачев предложил обучающие ассоциативные тесты: пять предлагаемых ответов дается не для выбора правильного ответа, а представляет собой информацию, активизирующую разнообразные знания и наводящую на мысль-догадку об искомом объекте. Часть условий избыточна, но это необходимо, чтобы ребенок, постепенно отвечая на все вопросы, смог найти ответ. Тот, кто лучше знает экономическую географию, легко укажет, где, например, находится самый северный металлургический комбинат в России, а тот, кто больше помнит историю, без труда скажет, в каком регионе совершил подвиг Иван Сусанин, а в результате – определит «субъект Федерации Х». Такие тесты учат думать. Развивают способность размышлять и анализировать картографический материал.

Курс лекций

Говорят, естественники отвлеченных разговоров не терпят. Однако все теоретические занятия прошли при полном аншлаге.

День учителя физики начался с лекции профессора МПГУ Надежды Щурковой «Пять способов владения личностью учеников»: шесть часов каждый день проводит школьник в стенах учебного заведения. От него требуют, чтобы он забыл о жизни на это время. Не смотрел в окно, не думал о постороннем. Результат неутешителен – не лучше ли сделать так, чтобы школьники проживали физику и математику? Теперь много говорят о деятельности ребенка на уроке. Но большинство учителей понимают деятельность буквально: прочитать, выписать, выучить. А требуется не формальное выполнение упражнений, а осознание, отношение. Деятельность – это участие.

Тему «Актуальные проблемы биогеографии (размещение жизни на Земле)» раскрывал профессор Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии РАН. По его мнению, главным фактором, передвигающим границы природных зон и ареалы обитания животных, являются вовсе не колебания климата, а деятельность человека. Точнее, изменения климата влияют на хозяйственную деятельность человека, а та, в свою очередь, – на природу. На примере Валдая, который Тишков изучает много лет, видно, как от века к веку изменялись природные условия и соответственно менялись границы природных зон. В X–XII веках на Валдае выращивали пшеницу, а лес для строительства завозили с Севера. Сегодня на Валдае появились северные олени из Ненецкого округа и полярная куропатка.

Наглядный пример

Центр образования № 654 представлял элективный курс «Ландшафтная экология». Географию дети изучают «в поле»: выезжают в подмосковные леса и карьеры, едут в настоящие экспедиции в Крым, Саяны, Карелию и на Кавказ. По итогам каждая бригада защищает научный проект, уровень которого весьма высок. Кабинет географии ЦО № 654 – (495) 178-85-04, доб. 103, Васильчикова Галина Анатольевна.

Биолог Екатерина Филимонова из московской школы № 117 показала фильм о том, как опрос превратить в расслабляющую паузу. Суть «спящего опроса»: ребята сидят с закрытыми глазами, положив головы на парты, а учитель медленно читает правильные (или ложные) ответы на вопросы контрольной. Если ученики согласны с прочитанной фразой, они поднимают руки, если нет – продолжают дремать. Двое помогают преподавателю: находят взглядом тех, кто не вовремя поднял (или опустил) руку, и кладут рядом с ними штрафную карточку. Через пять минут все оглядывают свои парты. У кого нет ни одной штрафной карточки, те радостно бегут за пятерками.

Учитель-биолог Владимир Абрамов из Северодвинска рассказывал об использовании на уроках репродукций картин художников-анималистов, а Валентина Смелова из Ноябрьска – о театрализации уроков биологии

Театр занимательной науки из ЦО

№ 1830 (http://t-z-n.ru/) представлял учитель Сергей Кириллов. На сцене – научные эксперименты, они же – спектакли.

Московский учитель химии из школы № 1259 Владимир Головнер познакомил собравшихся с ученическими проектами «Обнаружение свинца в предметах обихода», «Исследование качества молока», «Обнаружение нитратов в овощных культурах».

На мастер-классе Ирины Хачатрян (школа № 1927) был представлен исследовательский проект «Строим нефтезавод».

9, 10 апреля

Дни учителей математики

11 апреля

День учителя информатики

«Коллеги, математика должна быть живой. Не упрощенной, а увлекательной и живой!» – такими и подобными словами начинались многие выступления этих Дней. Кто бы спорил: а еще простой, доступной, любимой. Но как уложить доброе отношение к предмету в прокрустово ложе экзаменационных форм? Трудно математикам: формы аттестации сейчас разные, а значит, и философий преподавания надо удерживать несколько: то контрольная по алгебре, а то геометрия устно; то ЕГЭ, а то поступление в вуз. Учителя информатики тоже на разрыве: в учебниках и программах одно, в тестах ЕГЭ совсем другое. Плюс непомерные нагрузки, связанные с процессами школьной информатизации, вернее, с ее организационной непродуманностью.

И все же многочисленная армия пришедших на марафон учителей математики и информатики в эти дни была настроена оптимистично.

Слово о великом Леонарде Эйлере

Трехсотлетие выдающегося ученого, академика Петербургской академии наук, отмечается в этом году. Эйлер сформулировал основные понятия тригонометрии и многие из положений высшей математики. О многогранном таланте Эйлера и его вкладе в математику рассказывали Сергей Смирнов, доцент Института информатизации РАО, Николай Долбилин, ведущий научный сотрудник Математического института РАН, Валерий Вавилов, доцент кафедры математики СУНЦ МГУ, Сергей Демидов, заведующий сектором истории математики Института истории естествознания и техники РАН. Все лекции были записаны на видео. DVD-диски можно приобрести в Издательском доме «Первое сентября» по адресу: ул. Киевская, д. 24. Телефон: 8-499-249-31-38.

Стандарт для шестиклассника

Именно в пятом-шестом классах закладываются основы математического знания. Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования (МЦНО), говорил: «Анализ результатов выпускных и промежуточных экзаменов и аттестаций школ показал, что больше всего проблем связано именно с заданиями уровня 5–6 классов. Это не новость: старшеклассники не знают дроби, не умеют из условий задачи извлечь вопрос и информацию, необходимую для решения». Причина – отсутствие единства программ. Нигде четко не определено, что же обязательно должен освоить шестиклассник. Учебники разные, они плохо стыкуются. Сотрудники МИОО совместно с МЦНО разработали внутримосковский вариант стандарта. Он оформлен в виде набора задач базового уровня. Его можно сколько угодно дополнять, но необходимый каждому шестикласснику математический базис должен быть единым. Ознакомиться с работой можно по ссылке http://math.mioo.ru/6kl240407/index.htm/. Иван Ященко открыт к сотрудничеству, его адрес: iv@mioo.ru.

Учеба учителей

Для интернет-поддержки преподавателей математики работает портал www.math.ru/ Виталий Арнольд, один из авторов и редакторов портала, сказал: «Компьютер и веб не очередная «напасть», а существенное подспорье. На сайте есть база задач по алгебре и геометрии, библиотека редких задачников и старинных учебников. Стараемся публиковать тексты и задания из новейших пособий». Есть на портале и заочные интернет-курсы для учителей.

«Математические этюды» представил Николай Андреев, научный сотрудник Математического института РАН. Анимированные задачи с циклоидами заинтриговали аудиторию. Все этюды и математические миниатюры можно найти по адресу http://www.etudes.ru/ru/contacts.

Александр Бражников, учитель из НОУ «Школа сотрудничества», удивил гостей марафона своей «Неделей математики». Математические задачи и шарады, головоломки и межпредметные игры, игры словесные, на бумаге, на шахматных и специальных досках, использование домино, нардов и крестиков-ноликов в обучающих целях – находка для любого учителя. Разработки опубликованы в газете «Математика» № 22 за 2006 год и брошюре газеты «Библиотека в школе» (№6 (12), 2006 г.).

ИКТ-навыки, подлинные и мнимые

Известно, что педагоги придают большое значение технологическим навыкам и развитию алгоритмического мышления. Однако востребовано другое: умение искать и анализировать информацию, продуцировать и распространять ее в соответствии со своими целями. О проекте «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ» рассказали исполнительный директор Центра развития образования Академии народного хозяйства Вероника Бурмакина и доцент кафедры информатики учебно-научного центра МГУ Ирина Фалина.

В первую очередь было исследовано реальное положение дел. Выяснилось, что многие школьники не справляются со слабо структурированным текстом, не дочитывают текст до конца, не могут подобрать аналогии, не имеют навыков в разработке схем классификации, часто ошибаются в определении принадлежности объекта к заданному множеству, затрудняются определить надежность источника по выходным данным, не умеют работать с противоречивой информацией, оказываются не способными выработать рекомендации по решению конкретных проблем в формате письма электронной почты. Проверьте и вы ИКТ-компетенцию своих подопечных: на сайте http://www.ictest.ru/ находится демоверсия тестовых программ.

12 апреля

День школьного библиотекаря

13 апреля

День классного руководителя

Библиотекари и классные руководители – организаторы самообразования ученика – люди неутомимые и любознательные. Потому и получились заключительные Дни марафона такими многолюдными и разноголосыми. Особенно последний, на котором собрались представители всех учебных дисциплин. Ведь классный руководитель, как говорили в этот День, – это не специальность, а состояние души.

И все-таки они читают!

Профессор Юлия Мелентьева, заведующая отделом научного центра исследований истории книжной культуры РАН, выступила с докладом «Читатель ХХI века: первые итоги социологического исследования, проводимого Академией наук». Исследование охватило 17 тысяч школьников с 8-го по 11 класс из разных регионов страны.

Все давно привыкли к сетованиям, что современная молодежь не читает или читает, но мало или не то и не так, однако профессиональное исследование проблемы приводит к более точным выводам. Главный: наши дети читают. Правда, сегодня у детей меняется модель чтения. Они больше читают с экрана компьютера, слушают звучащую книгу. Подробный анализ полученных результатов еще впереди, но самые свежие статистические данные руководитель проекта Юлия Мелентьева рассказала марафонцам.

На вопрос, что они предпочитают делать в свободное время, ответ «читать» дали 40% школьников. «Общаться с компьютером» – 48%. Больше, конечно, но ненамного. Собственная библиотека или хотя бы книжная полка есть, оказывается, у 84% подростков. Интересуются книжными новинками 60% школьников. Читательские предпочтения отданы современной российской литературе. Она вышла вперед с большим отрывом: 40% подростков читают книги писателей-современников. Однако вопрос о любимых жанрах выявил нерадостную картину: приключения – 36%, мистика и ужасы – 36%, фэнтези – 33%, любовные романы – 25%, исторические романы – 15%, мемуары и биографии – 6%.

Кстати, в этом году завершился первый сезон Национальной премии по детской литературе «Заветная мечта». Победителем стал Фред Адра с мудрой сказкой «Лис Улисс». Вторую премию получил роман о жизни современных старшеклассников «Класс коррекции» петербургского психолога Екатерины Мурашовой. Третья премия досталась Николаю Назаркину за повесть «Изумрудная рыбка», рассказывающую о жизни детей-инвалидов. Литературоведы и критики считают, что премия открыла новых интересных писателей, книги которых обязательно надо порекомендовать прочесть школьникам.

Практикум грамотного общения

Все знают, что порой важнее не то, что говорится, а как именно подается реплика в разговоре. Детско-взрослое, учительско-ученическое общение подлинным, равноправным не назовешь. И здесь узел многих школьных проблем.

Александра Ершова, кандидат педагогических наук, руководитель театрально-педагогических мастерских, прочитала театрализованную лекцию «Cекреты учительского поведения». Она наглядно продемонстрировала, как учитель чаще всего разговаривает с детьми, с какой интонацией. Смешно? Некрасиво? Но ведь и точно, как есть. Взрослые часто просто не замечают, что давят на ребенка авторитетом, возрастом и очень часто – голосом.

То же самое касается общения учителя с родителями учеников. Не стоит нам применять специальные манипулятивные приемы, доказывая свою значимость. Ольга Травина, учитель математики из поселка Оболенск Московской области, поделилась опытом проведения совместного собрания родителей и учеников. С виду это игра: родители вместе со школьниками, образовав группы, обсуждают существенный для них, специально выбранный вопрос. Потом встают, пересаживаются за соседние столы, меняют партнеров – обогащают свое видение проблемы за счет других точек зрения. «Родители моих учеников просто в восторге от такой работы, – рассказывала учительница. – Они начинают общаться друг с другом и детьми, учатся лучше их понимать». Однако были не только слова: для гостей марафона была смоделирована аналогичная ситуация, и все участники семинара могли испытать на себе преимущества социоигровой методики. Ее автор, Вячеслав Букатов, профессор МПСИ, доктор педагогических наук, находился рядом и комментировал происходящее.

Как сделать внеклассное мероприятие радостным?

Театрализация не только украсит любое внеклассное мероприятие, она сделает его беспроигрышным. Алена Бродянина и Владислав Костюк, участники театрально-педагогических мастерских Александры Ершовой, провели занятие на тему «Школьный спектакль-импровизация. Подготовка и проведение». Они убедили собравшихся в том, что шестьдесят человек за два часа можно превратить в полноценный театральный коллектив и сыграть импровизированный спектакль. Что и произошло прямо в зале Дома учителя. Учителя и сыграли, и почувствовали себя готовыми к организации и проведению импровизированных спектаклей с учениками. Главное – включить воображение и эмпатию.

Новые маршруты

О том, как много информации о современном подростке может дать интернет, на марафоне рассказывала сотрудница газеты «Книжное обозрение» Ксения Молдавская. На лекции «Детская литература в блогах интернета: новый жанр современной жизни» она назвала сообщества Живого Журнала, которые обсуждают проблемы детской литературы: detskie_knigi и kidpix , а также посоветовала посетить форум сайта BiblioГИД. Оказалось, многим марафонцам эти ссылки уже знакомы, но ведь и послушать профессиональный обзор не помешает.

Издательство «Академия» выпустило два учебника профессоров психологии Николая и Елены Пряжниковых с более чем сорока методиками «Психология труда и человеческого достоинства» и «Профориентация». В них представлены профориентационные игровые технологии, которые можно использовать при определении склонностей и желаний ребенка. Подробные и несложные графические тесты могут подтолкнуть ученика к анализу своих способностей, окружения и возможностей семьи дать ему то или иное образование.

Летом в издательстве «Просвещение» выйдет учебник ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Екатерины Поливановой «Проектная деятельность школьников». Суть концепции книги автор сформулировала на марафоне: «Проектная деятельность в школе должна быть направлена не на достижение учебного результата, а на раскрытие личности самого ребенка. В учебном проекте важнее не тот результат, который школьники получают в итоге работы, а то, чему они сумели научиться и что смогли понять о самих себе. Если ребенку в начальной школе нужно получить навыки проектной деятельности и познакомиться с инструментарием, то подростку гораздо важнее понять: каков он в этом проекте, что он может, а чего не может. А старшеклассники сами стремятся определиться с выбором будущей профессии и пробуют себя в разных видах деятельности».

Финишная ленточка

Шестой педагогический марафон учебных предметов завершился. Традиционный, он был в 2007 году немного другим. Более молодежным, деловитым. Менее поэтичным и безмятежным. Его облик был таким, каким становится современное образование – более прагматичным.

Что ж, с эпохой не поспоришь. Как и с призывами, которыми учителей вдохновляли в эти дни: активнее заявляйте о себе, принимайте участие в конкурсе на грант Президента, участвуйте в региональных проектах и в городских экспериментальных площадках – теперь это самый надежный путь укрепления материальной базы школы и класса, повышения личного статуса. Работайте на результат!

И никого не осудишь за вопросы: «Научите, как повысить усвояемость предмета в два или в три раза?», «Когда уберут из стандартов все, что не касается ЕГЭ?» или «Почему нет единого решения по учебникам?».

Но звучали на этом марафоне и другие голоса: «Помогите детям научиться доверять себе, это самая первая наука!» И ему в развитие: «Где только возможно, учение должно стать переживанием». Организаторы предметных дней неизменно удерживали течение марафона в русле традиций гуманистической педагогики.

В расписании каждого дня стояли широкие темы, учитывающие потребность учителя в развитии своего стиля, глубины личного понимания предмета. И залы на таких занятиях, где ничего не раскладывалось на составляющие, ни на какие нормативные ориентиры ссылок не давалось, были переполнены. Это был выбор учителей: смысл, целостность, контексты. Потому что интуитивно каждый из нас чувствует: определяет образование и облегчает обучение – понимание.

Понимание всегда было не очень-то востребовано в образовании, а сегодня, когда «хорошо учить» и успешно сдавать тесты могут даже люди, не особо разбирающиеся и понимающие, – и подавно. Тем не менее учителя искали на марафоне подлинности и находили ее в заинтересованном, понимающем общении с коллегами и специалистами.

До следующей педагогической весны, коллеги!

Рейтинг@Mail.ru