ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА
Никогда не уличайте ребенка
Попробуйте удержаться на той высоте отношений, когда ему незачем будет лгать
У лжи обычно такая длинная родословная, что нужно набраться терпения и разбираться по порядку, начав, естественно, с себя и ответив себе на главный вопрос: «Что мы, взрослые, делали такого, что заставило ребенка соврать нам?» Трудный вопрос. Но если сможем на него честно ответить – дальше будет легче.
Никогда ни в чем не уличайте ребенка. Это низко и нецелесообразно. Как только ребенок поймет, что его хотят разоблачить, он будет думать только о том, как бы половчее обвести взрослых вокруг пальца, а не о том, что врать стыдно, гадко, нельзя. Нужно удержаться на той высоте отношений, когда ребенку незачем будет врать. И не опускаться до оскорблений, подозрений, угроз. Доверяйте. Доверие – самая действенная профилактика лжи.
А вот несколько советов родителям, которые решили изменить ситуацию.
Теперь можно! Запрещая что-либо, мы действуем настойчиво и «громко». Дети растут, но взрослые почему-то не отменяют запреты так же «громко». Ребенок вынужден преодолевать их явочным порядком и поначалу потихоньку делает то, что вроде бы уже можно, но строгого запрета никто не отменял. Надо помнить собственные распоряжения и вовремя сказать: «Запрет отменяется».
Хочешь? Пожалуйста! Маленького врунишку можно исправить, с готовностью пойдя навстречу его лжи. Например, после звонка с урока ученик сладким голосом говорит: ему так понравилось тестироваться, что он с огромным удовольствием поработал бы еще. Манипулятор просто хочет подольститься и распрощаться, но учитель тут же протягивает ему новый тест. Напускной энтузиазм мгновенно тает, ребенок больше так не поступает, поняв, что обман может выйти ему боком.
А ты напиши! Ребенок-«сочинитель» доводит родителей до белого каления, с самым честным видом рассказывая невероятные истории: и марсиан он видел, и шпиона разоблачил, и террориста сдал в милицию. Переключите фантазию ребенка на творчество, предложите написать приключенческий роман. Интересуйтесь, как он пишется, расспрашивайте, что случилось с героем дальше. Может, ребенок быстро остынет. Но вдруг у него действительно прорежутся писательские задатки?
Учимся наблюдать. Детская ложь бывает ненамеренной, хотя взрослые страшно возмущаются, выслушивая неточное изложение событий: «Что ты врешь, было совсем не так!» Но ребенок просто не сумел увидеть. Наблюдательности, приглядчивости тоже надо учить. Играйте с ним «в сыщика»: сколько ступенек, какого цвета автомобиль, в каком платье ушла сестра? Или рассматривайте картину вместе, а потом посоревнуйтесь, кто точнее опишет, что на ней изображено.
Проблемная ситуация. Обсуждайте с ребенком реальные или киношные и книжные ситуации сложного выбора между разноречивыми моральными побуждениями. «Правильно ли поступил Том Сойер, когда сказал неправду, взяв на себя вину Бекки Тэтчер?», «Чувствовали ли Ромео и Джульетта угрызения совести за то, что вынуждены были скрываться и обманывать?», «Случается ли так, что ложь – не зло?».
Справедливый судья. Не забывайте, что явка с повинной должна смягчать наказание. Увы, родители зачастую поступают суровее, чем суд. Если ребенок скрывал какой-то проступок или плохую отметку, а потом все-таки признался, его обычно наказывают и за «преступление», и за скрытность. Куда разумнее под-
держать откровенность ребенка: «Хорошо, что правду сказал. Давай вместе подумаем, как исправить ситуацию». Даже если ребенок совершил что-то настолько серьезное, что без строгих воспитательных мер не обойтись, скажите, что честностью он уменьшил свою вину и будет наказан мягче.
А вот я в твоем возрасте… Этот воспитательный прием раздражает подростков. И недаром: родители используют его, чтобы выставить себя «паиньками», а у детей подчеркнуть недостатки. Но прием может быть очень действенным, если отец и мать откровенно расскажут о каком-нибудь сложном случае из своей жизни, когда им пришлось делать нелегкий выбор между правдой и ложью.