ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
Как сделать класс классным
Возрастные особенности пяти-шестиклассников. Публикация третья
В двух предыдущих номерах мы публиковали главу из книги
«Как сделать класс классным», которая готовится к печати
в издательстве «Просвещение». В этих публикациях говорилось
о разных типах школьных классов. Любых, независимо от возраста. Но как известно, самыми проблемными традиционно считаются подростковые классы. Им автор, Вероника Ясницкая, посвятила отдельную главу, в которой рассматривает такое понятие, как возраст класса. Глава начинается с характеристики пятых-шестых классов.
А что это вообще такое – возраст класса? Не является ли это понятие абстрактным и надуманным? Отвечая на этот вопрос, С.Д.Поляков отмечает: «Для учителя, для воспитателя, работающего со школьным классом, «возрастной взгляд» двояк. Для него возраст – это не только возрастные особенности Маши и Пети, но и возрастные особенности класса как группы».
Описывая возраст класса, мы сузим описание до тех проблем, с которыми может работать классный руководитель.
Переход младшего школьника в основную школу можно назвать «кризисной точкой». Действительно, в этой точке пересекаются сразу несколько трудностей пятиклассника: смена привычной среды, расставание с первой учительницей, новая организация учебного процесса. Это переход в новое качество возраста, сопровождаемый начинающимися биологическими и социально-психологическими изменениями. Именно поэтому многие педагоги и психологи считают кризис пятиклассника более сильным, чем, например, кризис перехода в старшие классы.
Возрастные потребности. Переход в основную школу, в разновозрастное школьное сообщество, стимулирует постепенно выходящую на первый план потребность младшего подростка казаться взрослым. В классе эта потребность выражается не только в усиливающемся внешнем подражании подростковой субкультуре (прическах, одежде, сленге и т.п.), особенно заметном у девочек, но и в стремлении класса к самостоятельности. Пяти- и шестиклассники еще виснут «гроздьями» на классном руководителе, еще ябедничают друг на друга, но постепенно усиливается функция класса, помогающая подросткам автономизироваться от взрослых. В этом и заключается одно из главных противоречий этого возраста: оставаясь одной ногой в детстве, младший подросток стремится скорее шагнуть дальше, во взрослый мир – но от этого же мира начинает возводить хрупкие стены своей независимости, в чем ему и помогают одноклассники.
Значимая деятельность постепенно дифференцируется. Теперь значимой становится любая деятельность, в которой можно проявить самостоятельность и взрослость – от участия в новых для ребят общешкольных делах и традициях до антисоциальных деяний.
Так, например, в одном из пятых классов на День именинника каждый мальчик принес с собой банку пива, которое они и попытались распить все вместе в школьном туалете. Невзирая на «громы и молнии» классного руководителя, девочки если и возмущались, то только внешне: теряющие с их стороны интерес мальчишки совершили, по их мнению, не проступок, а поступок.
Приведенный пример показывает, насколько важно создавать для младших подростков условия, в которых бы они могли не казаться, а хотя бы в какой-то степени быть взрослыми. Это может быть деятельность-забота о классе, взятом их первой учительницей, коллективная творческая деятельность «на радость людям» – родителям, другим классам и т.п. Не менее значимой может (и должна!) оставаться учебная деятельность, если она не разъединяет ребят, а объединяет общим интересом, общей укрепляющейся в классе ценностью «Знания». Но это, конечно, во многом зависит от работающих в классе учителей. Если педагог превращает учение младших подростков не в учебную деятельность, мотивированную и значимую, а в тяжкую повинность, забывая, что кроме его предмета у вчерашнего младшего школьника появляется и масса других забот, то это нередко становится причиной так называемой школьной дезадаптации, проявляющейся не только в низкой успеваемости, но и в плохой дисциплине, ухудшении отношений со взрослыми и сверстниками, отрицательных переживаниях и т.п. Психологи отмечают, что если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5–8% случаев, то уже у младших подростков – в 18–20%**. Запомните, коллега, эту печальную статистику.
Групповое общение становится все более разнообразным и выходит за рамки учебы. Предметом его все чаще становится значимое для ребят взаимодействие, не связанное с выполнением роли ученика, – новые интересы, увлечения, события. Если таких ярких событий нет в классе и школе, подростки начинают искать их в других местах. К новым интересам класса в первую очередь можно отнести те, которые имеют какое-то отношение к взрослой жизни: у девочек – дискотеки, мода, косметика, общие кумиры; у мальчиков – тоже общие кумиры (но другие!), спорт, компьютеры и т.п. И у тех и у других появляются значимые в сфере общения люди – более старшие ребята. Вследствие такого расширения сферы общения происходит, как отмечает С.Д.Поляков, «размягчение заданной школьными правилами нормативности»: ребята начинают копировать своих ближайших старших сверстников и в хорошем, и в плохом.
Главный мотив общения в классе – «быть вместе», но это «вместе» имеет четкую половую дифференциацию: усиливается разобщенность между быстро взрослеющими девочками и отстающими пока от них мальчиками, хотя иногда именно в этом возрасте в классе появляются привлекающие общий интерес «парочки». Мальчишки, как правило, маскируют подсознательный интерес к противоположному полу или подчеркнуто пренебрежительным равнодушием, или всяческими демонстративными выходками в адрес одноклассниц, особенно тех, которые пользуются в классе популярностью.
Внимание! Именно здесь и теперь лежат истоки будущего раскола класса, который, возможно, до самого выпуска разведет «сильную» и «прекрасную» его половины по разным краям пропасти: более 60% сегодняшних и вчерашних школьников называют общение мальчиков и девочек главной проблемой своего класса!
Критерием популярности в классе становится не столько успех в учебе (как это обычно бывает в начальной школе), сколько следование неписаному кодексу товарищества, который существенно различается у мальчиков и девочек: если одни ценят друг друга за справедливость, щедрость и какие-то конкретные умения, то другие – за неконфликтность, доброту и эмоциональность.
Межличностные отношения, как правило, неустойчивы и зависят от конкретной ситуации – чьего-то поступка, случайного конфликта, возникшего общего увлечения и т.п.
Катя и Маша дружили с первого класса: сидели за одной партой, вместе ходили в школу и из школы, вместе критиковали «глупых мальчишек» – словом, не разлей вода! Но однажды, когда они учились уже в пятом классе, Катя принесла в школу коробку конфет в честь своего дня рождения, которые и были моментально «сметены» одноклассниками на перемене. К несчастью, именно в этот момент Маша помогала учительнице отнести тетради в учительскую… Вернувшись и увидев зияющую пустотой коробку, она со слезами на глазах бросила в лицо имениннице: «Предательница! Променяла их на меня!», в ответ на что услышала: «А ты – шестерка! Нечего за учителями по пятам бегать!» В результате подружки… подрались. Потрясенная классная руководительница после долгих уговоров вынуждена была рассадить их. Но еще больше она была потрясена, увидев их на следующий день шепчущимися в коридоре…
Наверное, не стоит драматизировать подобные перепады во взаимоотношениях младших подростков, но нельзя и не обращать на них внимания, особенно если в конфликт втягивается весь класс.
Ожидания от учителя младших подростков состоят в том, что они хотят видеть не только активного, заинтересованного участника и организатора их деятельности, но и справедливого наставника. Собственно, на него распространяется тот же кодекс товарищества.
Молодая учительница Ирина Михайловна взяла руководство в пятом классе. Поначалу все шло как нельзя лучше: и молодой педагог, и шумный 5 «В» оказались интересны и нужны друг другу. Идиллия вскоре разрушилась самым неожиданным образом. Когда Ирина Михайловна прихворнула, в первый же день ее пришли навестить три подружки из ее любимого 5 «В». С рассказами о событиях в классе и с немудрящими гостинцами они пришли и на второй, и на третий, и на четвертый день. А на пятый, когда Ирина Михайловна уже собиралась выходить на работу, ее посетительницы были встречены у подъезда всеми остальными одноклассниками с обвинениями. Оказывается, девчонки и вправду делали «доброе дело» тайком от класса, пытаясь завоевать особое расположение «классной». Немало усилий пришлось потом приложить Ирине Михайловне, чтобы не только примирить стороны, но и растопить ледок недоверия тех, кто не попал в «избранные».
Социальная адаптация связана в первую очередь с переходом в основную школу. Младшим подросткам приходится приспосабливаться к другому миру: это и новые многочисленные учителя, и кабинетная система, придуманная педагогами исключительно ради собственного удобства, и резко возросшая учебная нагрузка, и другие факторы. Тот факт, что эти трудности школьник преодолевает не в одиночку, а вместе с одноклассниками, еще раз подчеркивает роль класса в его социализации.
Только на первый взгляд кажется удивительным, что 75% анкетированных младших подростков на вопрос, хотели бы они вернуться в начальную школу, ответили безоговорочным «нет». Подсознательно или осознанно младшие подростки принимают новую школьную жизнь не потому, что вырвались из-под прежней неусыпной опеки, а потому, что эта жизнь, со всеми ее трудностями и тревогами, предоставляет им возможность попробовать себя в новых ролях и новых взаимодействиях.
Обособление младшего подросткового класса проявляется в стремлении обрести свое собственное лицо в большой школьной семье: «Мы – «вэшники!» – с гордостью заявляют ученики 5 «В» класса своим сверстникам из 5 «А» – «ашникам», которые, впрочем, имеют не меньше оснований для подобных заявлений. Причины этой гордости могут быть реальными или вымышленными, существенными или пустяковыми (один класс гордится тем, что он математический, а другой – тем, что в их классном кабинете стоит скелет, благо «классная» – учительница биологии); главное – в том, что это чувство необходимо для формирования общего «Мы».
Заметим, что такое групповое обособление не только отражает набирающую силу потребность общения с близкими сверстниками, но и поддерживает противоположную функцию: помогает классу самоутвердиться и адаптироваться в школьном сообществе.
Внутри класса обособление происходит преимущественно в однополых группах, и этот факт имеет не только негативные, но и позитивные аспекты: однополое общение постепенно формирует гендерное самосознание и поведение растущего человека, которое в полной мере проявится позднее. С этим фактом связано и индивидуальное обособление: девочки стараются выделиться среди своих одноклассниц, а ребята – в своей мальчишеской среде.
Итак, если вы руководите младшим подростковым классом, вам можно искренне позавидовать: непоседливый и открытый, преданный и чуткий к малейшей несправедливости, легко загорающийся и столь же легко переключающийся, грезящий о подвигах и требующий неустанной заботы, этот класс вернет вас в ваше
детство, включит в свои игры и «хохмы», заставит забыть о спокойной, размеренной жизни, будет постоянно удивлять вас и искренне удивляться вам – в общем, по крайней мере на два года вам гарантировано трудное разноликое счастье!