ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Если вы решили попробовать, то...
Самое главное – понять, что это принципиально иная работа по сравнению со всеми привычными школьными заданиями
…вам придется привыкнуть к мысли, что проект не столько форма, сколько образ действия. И «степень проектности» невозможно оценить по конечному результату, например. Так, изготовление табуретки может быть великолепным образовательным проектом, где ребенок расширит свои коммуникативные навыки; знания по математике, дизайну, истории искусств или анатомии; освоит компьютерную графику и технологию социологического опроса… И все это помимо столярного дела, вернее, все это будет нанизано на идею создания табуретки. Может получиться и наоборот, когда написание ребенком книги, что приводится в методичках как возможный конечный продукт, не будет иметь с проектом ничего общего.
…непродуманная, формальная постановка цели сделает всю дальнейшую работу фикцией. Вообще-то гораздо продуктивнее, когда цель первична. Дети говорят «мы хотим», а вы помогаете им организовать осуществление в форме проекта. Если же проект сделать «положено», то найти достойную цель будет непросто, но вполне возможно. Завяжите образовательную часть на реальные интересы ребенка. Так, например, тишайшую науку ботанику можно изучать с точки зрения героя-путешественника: свойства растений, распространение по природным зонам, жизненный цикл и так далее.
…не жалейте на первых порах времени на освоение организационных форм. Например, умение работать в команде не приходит само собой. Дети не умеют договариваться, идти на компромисс, распределять роли, соотносить свои желания и возможности, планировать время и последовательность действий, оценивать результаты. Учить их всему этому придется вам. Здесь даже не приходится говорить о потере времени: ведь, по сути дела, эти умения, приобретенные по ходу проекта, и будут главным образовательным результатом.
…будьте готовы к тому, что проект изменяет привычную расстановку сил и ролей, когда учитель задает вопросы, ответы на которые знает заранее, а ученик отвечает, и его оценивают в зависимости от того, насколько сказанное совпадает с правильным ответом. В проекте все по-другому. Ни учитель, ни ученик не знают «правильного» результата проекта, он создается впервые в живой деятельности. И даже если ваш ученик проводит исследование, результат которого вы с большой долей вероятности можете предположить, вас все равно ожидает масса увлекательных неожиданностей. В кои-то веки вы будете не вести за собой по окаменевшей методической колее, а сопровождать того, кто сам ищет знание, сбивается с дороги, заходит в тупики, отвлекается на попутные интересности. Этот путь больше никто никогда в точности не повторит, а вы становитесь свидетелем и поддержкой этого чуда.
…вам придется привыкать к тому, что у участников проектной работы формируется системное мышление.Участие в проектах приучает человека задумываться о последствиях того или иного действия, прогнозировать результаты своей работы, соотносить промежуточные результаты с конечной целью, интересоваться смыслом процессов в целом и отдельных этапов. Иными словами, администрации труднее будет управлять педагогами, а учителям – учениками. Услышав руководящие указания, они, вместо того чтобы безропотно пойти выполнять, начнут спрашивать «зачем?». С этой же проблемой столкнутся и родители, чей ребенок освоил проектную деятельность.
…необходимо и с родителями проводить специальную работу. Им нужно объяснить, для чего их ребенок тратит драгоценное учебное время на выполнение задания, которое не приносит привычных и понятных отметок, не прибавляет знаний «по программе». Для того чтобы преодолеть недоверие, родителям нужно рассказать, что приобретет ребенок в процессе проектирования (умение работать с информацией, способность к монологической речи, умение достойно представлять результаты своего труда и отстаивать свою позицию, развитие коммуникативных способностей). Очень полезно приглашать на защиту проектов друзей, родственников и знакомых. Еще лучше предлагать совместные семейные проекты, особенно в начальной школе и с младшими подростками. А после защиты обсуждать вместе с родителями результаты.
…нужно будет продумать систему оценивания. Такую творческую работу, как проект, где задействованы личностные мотивы и интерес ребенка, вообще практически невозможно оценить по пятибалльной системе. Поэтому защиту проекта можно сделать зачетной (без отметки) или организовать внутришкольный или внутриклассный конкурс, где победителей определяют сами ребята. В этом случае придется заранее оговаривать критерии и выбирать жюри. Если защита проекта приурочена к итогам работы за четверть или за год, можно выставлять за нее отметки по двадцати- или стобалльной шкале, чтобы уйти от привычных троек и четверок. Когда ребята в достаточной степени осваиваются в проектной работе, они с удовольствием включаются в придумывание все новых способов оценивания. Например, предлагают автору самому определить критерии, по которым одноклассники вместе с учителем будут оценивать его работу. Или разбиваются на группы, каждая из которых выдвигает свой критерий именно для этого автора, учитывая его слабые и сильные места: аккуратность оформления, выразительность изложения, разнообразие материала.
…придется постоянно сдерживать себя, чтобы не действовать вместо ребенка. Это очень большой соблазн – спланировать, закончить затянувшуюся работу, немедленно указать на ошибочное или неэффективное решение, подправить корявый текст или недостаточно (на ваш взгляд) эстетичное оформление. Что ж, очень понятное желание: ребенок все делает медленно, неловко, разбрасывается. Учитель же привык за много лет исправлять ошибки и вообще «знает, как правильно». Поэтому приходится постоянно одергивать себя, напоминать, что педагогическая цель состоит не в красиво оформленной книжке или гладко проведенной презентации, а в тех способах работы, которые ребенок освоил в проектной деятельности.