Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Шаскольская Мария

Чтобы метод проектов не остался «в проекте»

Самое главное – понять, что это принципиально иная работа по сравнению со всеми привычными школьными заданиями

Методы

В проектной работе радикально изменяются цели и отношения между участниками процесса, и это не может не повлечь за собой изменения форм и методов. Проект приводит в школу методы, характерные для исследовательской работы, для решения конкретных проблем, выстраивания эффективной деятельности, например, те, что сейчас интенсивно используются в бизнесе (мозговой штурм и т.п.). Но, перенося их в школу, нужно, конечно же, учитывать возраст учеников. Я вообще считаю, что полноценная проектная работа возможна только с подросткового возраста, когда ученики уже способны к критическому мышлению. Если проект предлагается в более младшем возрасте, это будет подражание, игра во взрослую деятельность, что, кстати, совсем не плохо. Но это не проект в подлинном смысле слова.

Цели

Начнем с начала, с темы проекта. Услышав от ребенка, что ему «задали проект на тему…», можно быть совершенно уверенным, что вся дальнейшая работа может быть интересной, полезной, познавательной, но проектом она не будет ни в коем случае.

Для своего проекта, будь он социальный, исследовательский или иной, школьник или группа школьников ставят цель самостоятельно, точнее, находят ее с помощью учителя, который не навязывает, не подсовывает нужную по программе тему, а на самом деле помогает ребенку понять, что тому интересно. От учителя это требует новых навыков, новых умений, особенно в реализации коллективного проекта. В этом случае придется найти дело, действительно интересное и важное для целой группы детей.

Кроме того, замысел проекта должен быть социально значимым. При этом он может быть очень скромным, но обязательно нужным кому-то.

Сотрудничество

В методической литературе проекты подразделяются на индивидуальные и коллективные. Хотелось бы уточнить, что полностью индивидуальных, наверное, не бывает. Ребенок может работать один, но результат предназначен «для мира», для других людей, и он в этот момент вступает с ними в сотрудничество. Не говоря уже о том, что в кооперации с учеником постоянно, от начала до конца, работает учитель. Хорошим примером образовательных проектов могут служить краеведческие работы, присылаемые на конкурс общества «Мемориал». Ребята вместе с учителями проводят огромную работу в местных музеях, архивах, расспрашивают членов своей семьи, жителей своего городка или села. Их работа по-настоящему значима для окружающих, и она действительно происходит при поддержке и в сотрудничестве с учителями. Кстати, роль учителя здесь не только в том, чтобы вдохновить, но и в том, чтобы постоянно поддерживать деловой настрой, помогать в выборе методов работы и, что очень важно, побуждать ребенка довести работу до конца. Ведь ребенок, даже если ему интересно поначалу, не чувствуя поддержки, чаще всего бросит начатое на полпути. А учитель не только напомнит и поможет завершить работу, но и посоветует, в какой форме лучше всего представить результат. Самое главное – довести работу до видимого результата. Это тоже отличает проект от традиционных самостоятельных работ, где учитель сначала дает задание, а потом лишь требует его выполнения к сроку и оценивает. В проектном взаимодействии очень важным словом становится «равенство». Проект предоставляет и в то же время требует от участников в чем-то равноправных отношений. В обыденной школьной жизни статус учителя всегда выше ученического: он больше знает и умеет, только он имеет право оценивать, только он несет ответственность. Проект дает возможность создать в школьном образовательном пространстве «площадку равенства», где учитель не диктует и не оценивает, а сотрудничает. Ученик здесь учится говорить о том, что ему интересно, а учитель, может быть, впервые, сталкивается с ситуацией, когда ему нужно слушать то, что интересно ребенку. И учитель тоже учится это делать.

Рейтинг@Mail.ru