Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Борисова Людмила

Под бременем обид

Ближе к концу учебного года у детей и взрослых в школе в равной степени накапливается усталость, давит груз обид и недоразумений, страх предстоящих экзаменов и недовольство друг другом: он ничего не делает – она сама не знает чего хочет, придирается только. Эмоциональное напряжение выливается в скандалы, истерики, оскорбления. И учителя кричат, и ученики огрызаются. Причем порой так агрессивно, что переходят все мыслимые рамки…

Педагогические форумы интернета переполнены жалобами учителей на детскую агрессию. В школе идет беспощадная битва, и ни одна сторона не собирается прекращать военные действия.

Вот ученик публично на уроке выругался в адрес педагога. Коллеги дают советы:

– Если нецензурная брань в классе была направлена непосредственно против учителя, то учитель в этом классе работать не может! Точка! У него нет в данном классе авторитета.

– Учитель сам виноват, когда ученики посылают его куда подальше.

– Если директор школы и администрация не отреагировали на детское хамство, они лишние в школе, вместе с данным учителем.

– Дети, они жестокие. Слабость у них не в почете.

– Стимул для подростков – оценка. Все остальное второстепенно. Поэтому задания, задания и задания. Они начинают испытывать вас на прочность. Нужно сделать так, чтобы они не успели обогнать вас в этой игре. Изучайте детей, применяйте то, что узнали. Вскрывайте их слабые стороны, высмеивайте. Возраст у них такой – возраст борьбы. И если вы не боретесь, то заклюют. Знайте, что вы сильнее, умнее и хитрее. Мужайтесь.

– Я уверена, что препод – лидер. Харизматичный, сильный, уверенный. За сильным вожаком, за самцом – пойдут. Я всегда с расправленными плечами. Я самая обаятельная и привлекательная. Но я самец! И всем сейчас будет кнутом по заднице, а потом – пряник!

– Мы войну не начинаем. Но если дети ее хотят – сдаваться?

Обоюдная непримиримость. Уверенность, что победит сильнейший, самый последовательный и решительный.

А слабым – не место на поле боя. Административный ресурс, обращение к родителям, страх двойки и публичного унижения – задействованы все рычаги. Ничто не спасает педагога, чья власть и безопасность держатся на страхе.

Впрочем, школа, превратившись в место военных действий, упорно претендует на роль гуманного воспитателя подрастающего поколения, только средства в ее распоряжении сплошь формальные, учебные.

– Надо поговорить с детьми о нормах культурной речи.

Попытка сохранить лицо в ситуации, когда разрушены важнейшие человеческие нормы.

Конечно, школа лишь отражение большого мира, лежащего за ее порогом. Мира, наполненного агрессией, насилием, страхом. Ребенка унижают в семье, учителя – в кабинете чиновника. Они оба приносят опыт обороны и нападения на урок.

Как школе вырваться из круга обид и разочарований и исполнить свое предназначение: стать местом, где взрослый и ребенок говорят не о бытовом, не о будничном, а о человеческом, о высоком? В таком разговоре каждое слово значимо и нуждается в осмыслении. Возможно, попытка понять важнее немедленной реакции, а желание изменить ситуацию более конструктивно, чем желание кого-то воспитать или выгнать.

Рейтинг@Mail.ru