ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ
Под бременем обид
Ближе к концу учебного года у детей
и взрослых в школе в равной степени накапливается усталость, давит груз обид и недоразумений, страх предстоящих экзаменов и недовольство друг другом:
он ничего не делает – она сама
не знает чего хочет, придирается только. Эмоциональное напряжение выливается
в скандалы, истерики, оскорбления.
И учителя кричат, и ученики огрызаются. Причем порой так агрессивно, что переходят все мыслимые рамки…
Педагогические форумы интернета переполнены жалобами учителей на детскую агрессию.
В школе идет беспощадная битва,
и ни одна сторона не собирается прекращать военные действия.
Вот ученик публично
на уроке выругался в адрес педагога. Коллеги дают советы:
– Если нецензурная брань в классе была направлена непосредственно против учителя, то учитель в этом классе работать
не может! Точка! У него нет в данном классе авторитета.
– Учитель сам виноват, когда ученики посылают его куда подальше.
– Если директор школы и администрация не отреагировали на детское хамство, они лишние в школе, вместе с данным учителем.
– Дети, они жестокие. Слабость у них
не в почете.
– Стимул для подростков – оценка. Все остальное второстепенно. Поэтому задания, задания и задания. Они начинают испытывать вас на прочность. Нужно сделать так, чтобы они не успели обогнать вас в этой игре. Изучайте детей, применяйте то, что узнали. Вскрывайте их слабые стороны, высмеивайте. Возраст у них
такой – возраст борьбы. И если вы
не боретесь, то заклюют. Знайте,
что вы сильнее, умнее и хитрее. Мужайтесь.
– Я уверена, что препод – лидер. Харизматичный, сильный, уверенный.
За сильным вожаком, за самцом – пойдут. Я всегда с расправленными плечами.
Я самая обаятельная и привлекательная.
Но я самец! И всем сейчас будет кнутом
по заднице, а потом – пряник!
– Мы войну не начинаем. Но если дети
ее хотят – сдаваться?
Обоюдная непримиримость. Уверенность, что победит сильнейший, самый последовательный и решительный.
А слабым – не место на поле боя. Административный ресурс, обращение
к родителям, страх двойки и публичного унижения – задействованы все рычаги. Ничто не спасает педагога, чья власть
и безопасность держатся на страхе.
Впрочем, школа, превратившись в место военных действий, упорно претендует на роль гуманного воспитателя подрастающего поколения, только средства в ее распоряжении сплошь формальные, учебные.
– Надо поговорить с детьми о нормах культурной речи.
Попытка сохранить лицо в ситуации, когда разрушены важнейшие человеческие нормы.
Конечно, школа лишь отражение большого мира, лежащего за ее порогом. Мира, наполненного агрессией, насилием, страхом. Ребенка унижают в семье,
учителя – в кабинете чиновника.
Они оба приносят опыт обороны
и нападения на урок.
Как школе вырваться из круга обид и разочарований и исполнить свое предназначение: стать местом, где взрослый и ребенок говорят не о бытовом,
не о будничном, а о человеческом,
о высоком? В таком разговоре каждое слово значимо и нуждается в осмыслении. Возможно, попытка понять важнее немедленной реакции, а желание изменить ситуацию более конструктивно, чем желание кого-то воспитать или выгнать.