Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Первая тетрадь
Политика образования

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. ТЕНДЕНЦИИ


Олейников Алексей

Дошкольное образование – в нацпроект!

Чем ответит власть на это предложение профсоюзов?

Профсоюз работников образования и науки будет требовать у правительства обратить внимание на дошкольное образование. Это произойдет на всероссийской акции 10 апреля. Конкретные предложения – как поддержать детские сады и тех, кто в них работает, – во многом подготовлены республиканским профсоюзом Марий Эл. На пленуме, где эти предложения были утверждены, побывал наш корреспондент.

За громкими миллионными конкурсами правительство как-то забыло о дошкольном образовании. По сути, сегодня широко известны только две проблемы – нехватка мест в детсадах и высокая родительская плата. В одних регионах строят новые садики и возвращают в собственность государству старые, в других – соединяют детсады и школы. По всей стране родителям начали компенсировать часть платы за детсад. О проблемах же воспитателей, педагогов и работников детсадов знают, пожалуй, только профильные организации. А проблем множество. Главные – текучка кадров и низкие зарплаты.

В среднем по России зарплата работников ДОУ на четверть ниже, чем зарплата педагогов в общеобразовательных учреждениях. В 2006 году она составляла лишь 47% от средней зарплаты по отраслям экономики России и остается ниже прожиточного минимума в большинстве регионов.

Ясно, что на такие деньги существовать невозможно. Никто из выпускников профильных вузов работать за такие гроши тоже не желает: даже по целевому набору они отрабатывают полгода и «сбегают в город».

– Вот у меня несколько молодых девчонок работают, – говорит Светлана Яровикова, директор Оршанского педколледжа. – Но они сидят на шее у родителей.

Молодым воспитателям не светит ни социальное жилье, ни какие-либо подъемные. Что уж говорить о регулярных медосмотрах, выдаче спецодежды, возможности аттестации в первые три года, профессиональном росте, обеспечении методическими пособиями – все это несбыточные мечты. Ясно, что в таких условиях приходится брать на работу всех, кто согласен работать. Только 35% педагогических работников ДОУ имеют высшее профессиональное образование. А из-за того, что число фактически работающих в дошкольных учреждениях почти на 16 тысяч меньше, чем нужно по штатному расписанию, воспитатели работают с повышенной нагрузкой. Предложения профсоюзов просты. По сути, они повторяют уже существующие меры поддержки основного и высшего образования в нацпроекте «Образование».

Во-первых, как считают в профсоюзах, необходимо выдавать гранты по 100 000 рублей пяти тысячам лучших дошкольных воспитателей. Во-вторых, ввести государственную поддержку 1500 дошкольных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы – по 1 млн рублей каждому. В-третьих, установить доплаты воспитателям дошкольных учреждений (вне зависимости от их типа) за работу с родителями – по 1000 рублей ежемесячно. В-четвертых, восстановить для заведующих дошкольными образовательными учреждениями и их заместителей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

И наконец, приравнять воспитателей ДОУ к воспитателям групп продленного дня школ, интернатов и детдомов – снизить норму педагогической работы за ставку до 30 часов и увеличить отпуск до 56 дней.

Если предложения профсоюзов будут приняты, то кроме улучшения ситуации с дошкольным образованием появится еще один немаловажный плюс: система ДОУ сможет послужить своеобразным «запасным аэродромом» для педагогов основной школы. Ведь скоро и ее коснется демографический спад, который первыми ощутили на себе детсады. И если учителям не будет хватать часов, они смогут перейти в систему ДОУ, где сегодня кадров катастрофически не хватает.

Рейтинг@Mail.ru