СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. ТЕНДЕНЦИИ
Школьное самоуправление: анализ практики
Так можно сформулировать тему встречи общественно-активных школ России
На днях в Москву съехались представители движения общественно-активных школ (ОАШ), которое действует более чем в 30 регионах России при поддержке Фонда «Новая Евразия» (Россия) и Фонда Стюарта Чарльза Мотта (США). В связи с конкурсами нацпроекта «Образование» опыт школьного самоуправления, который обсуждался на конференции, может быть интересен учителям и директорам всех российских школ.
Что такое общественно-активная школа (ОАШ)? Это школа, которая ставит себе целью развитие местного сообщества, становится его культурным и ресурсным центром.
Первые общественно-активные школы появились в Америке во время Великой депрессии. Этот проект поддержал предприниматель Чарльз Стюарт Мотт, а сегодня движение ОАШ патронирует фонд его имени.
Постепенно общественно-ориентированное образование стало неотъемлемой частью американской образовательной политики, а затем распространилось и в других странах мира.
Образовательные проекты, схожие с движением общественно-активных школ, действуют в России давно. Достаточно вспомнить земство, попечительские советы в женских и мужских гимназиях, идеи Антона Макаренко и его учеников – строить через новую школу новую жизнь, опыты Константина Ушинского, Станислава Шацкого, Василия Сухомлинского.
ОАШ на практике
Движение ОАШ началось в нашей стране в 90-х годах прошлого века. В красноярском центре «Сотрудничество на местном уровне», созданном педагогами и лидерами некоммерческих организаций из США и Сибири, разработали адаптированную к российским условиям модель ОАШ. Она предполагает три ключевых направления развития школы: демократизацию (управления школой, учебного и воспитательного процессов), добровольчество и партнерство с местным сообществом.
Как все это работает на практике?
Например, активисты общественной организации «Возрождение» (Республика Алтай) провели в Сибирском федеральном округе обучающие семинары для учителей. Тема – как учить в обычной школе детей с ограниченными возможностями здоровья. После семинаров школы с учетом собственного опыта разработали проекты по включению детей-инвалидов в учебный процесс.
А ульяновская «Ассоциация учащейся молодежи» предложила нестандартный проект развития ученического самоуправления. Работа началась с социологического исследования. Оно показало, что в 32% учебных заведений Ульяновска органы самоуправления отсутствуют, в 16% – существуют только на бумаге, в 38% – действуют, но их функции чрезвычайно ограничены, и только в 14% школ ученическое самоуправление действительно многофункционально.
По итогам опроса выяснилось, что школам требуются самые разные виды поддержки – информационно-методическая, организационная, финансовая, нормативно-правовая.
«Ассоциация» организовала взаимодействие школьных советов со студенческими педагогическими отрядами.
Сначала в программе по обучению школьного актива приняли участие три школы. А потом заявки буквально посыпались.
– Это объясняется специфической ситуацией в нашем городе, – рассказывает заместитель председателя «Ассоциации учащейся молодежи» Елена Шпоркина. – В последнее время резко активизировались подростковые уличные группировки. Педагогам необходимо переключить активность детей в правильное русло.
Школа как объект инвестиций
Примечательно, что ОАШ успешно вписались в контекст государственной политики в сфере образования. Многие из них стали победителями нацпроекта – не в последнюю очередь за счет собственных органов государственно-общественного управления.
В ОАШ такие органы чаще всего называются не советом, а фондом. Фонд школы – это некоммерческое общественное объединение, состоящее из представителей власти, бизнеса, родителей и активных жителей микрорайона.
Анкетирование 33 ОАШ в 14 регионах России показало, что за год школы получили от 30 тысяч до миллиона рублей внебюджетных средств. Деньги пошли на улучшение материально-технической базы школ, на социальные программы в рамках местных сообществ.
– Школьный фонд имеет ряд преимуществ перед управляющим сове
том, – говорит Ирина Арбузова, директор школы № 110 Волгограда и председатель Содружества ОАШ Волгоградской области. – Фонд – юридическое лицо, у него шире возможности. Например, есть право участвовать в конкурсах, выигрывать гранты и использовать средства на решение важных проблем школы и микрорайона.
В структуре школьного фонда есть ревизионная комиссия, которая контролирует его деятельность. При этом родители занимаются не только привлечением средств, но и проверкой качества обучения и школьного питания.
Тот факт, что школа становится инвестиционно привлекательной, можно считать феноменальным.
Не случайно, по свидетельству представителя Фонда Ч.С.Мотта в России Вячеслава Бахмина, этим аспектом деятельности ОАШ заинтересовались специалисты Министерства экономического развития и торговли, которые в ближайшее время намерены провести анкетирование ОАШ по этому вопросу.
Фандрайзинг – или поиск средств на решение проблем школы и местного сообщества – одно из ключевых направлений деятельности ОАШ.
Причем в последние годы основными источниками финансирования социальных проектов ОАШ являются не средства зарубежных фондов или российских предпринимателей, а местные и региональные бюджеты. Это означает, что ОАШ перешли на более высокий уровень – уровень выполнения госзаказа.
Без государственной поддержки
Однако идеализировать отношения ОАШ и государства не стоит. Чаще всего они характеризуются формулой: «Не мешают, но и не поддерживают».
Общественно-активные школы вызывают опасения у чиновников, продвигающих только те начинания, которые рекомендованы сверху (яркий отрицательный пример – широкое распространение управляющих советов в связи с требованиями, которые предъявляются к участникам конкурсов в рамках нацпроектов).
– Может быть, это просто счастье, что большое начальство не очень понимает, что такое ОАШ, а если понимает, то чего-то опасается, – размышляет директор столичного Центра образования № 548 Ефим Рачевский. – Если эта идея будет искусственно имплантирована в школу, то она обречена на провал.
– Модель ОАШ подойдет далеко не всем школам, – считает Вячеслав Бахмин. – Но уже есть сотни и даже тысячи школ, которые созрели для восприятия таких технологий работы. И наша задача состоит в том, чтобы все желающие получили такую возможность.