Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Рейтинг@Mail.ru
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Министерство подводит итоги

Свою работу в ведомстве оценивают по финансовым показателям, социологическим опросам и даже по числу единиц документооборота

На днях состоялась коллегия Минобрнауки, на которой обсуждались итоги работы ведомства в 2006 году и задачи на 2007 год. В своем докладе министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал о различных направлениях деятельности министерства (разработке законопроектов, международном сотрудничестве), но особое внимание уделил национальному проекту «Образование». «Главный результат реализации национального проекта – это системные преобразования и масштабные изменения практически по всем направлениям образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием. Главное – это то, что в реализацию проекта активно включились регионы», – подчеркнул министр.

В «числе системных преобразований и масштабных изменений» Андрей Фурсенко назвал «элементы общественного участия в управлении образованием, внедрение нормативного финансирования, новой системы оплаты труда (НСОТ), благодаря которой произошло повышение зарплаты педагогическим работникам до 30 процентов».

Всего на реализацию национального проекта в 2006 году выделено 29 млрд рублей, в 2007 году планируется увеличить финансирование до 48,6 млрд рублей (рост против 2006 г. на 67,6%).

В своем докладе министр привел результаты опросов, проведенных в феврале 2006 года и в марте 2007 года, согласно которым число респондентов, негативно оценивающих состояние российского образования, за год сократилось с 30,5 до 26,7%. При этом большинство россиян – 50,1% – считают, что сфера образования в Российской Федерации находится в удовлетворительном состоянии.

Сам министр оценивает деятельность своего ведомства положительно, считая, что объем выполненных задач значительно возрос по сравнению с прошлыми годами, а работа стала более конструктивной. Примечательно, что одним из достижений он считает тот факт, что в 2006 году документооборот в Минобрнауки вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом и составил около 92 000 единиц.

Несмотря на столь ошеломляющие успехи, министр призвал выступавших акцентировать внимание на недостатках в работе ведомства и на проблемах, существующих в системе образования.

Пожелание министра было выполнено.

Руководитель Рособразования Григорий Балыхин отметил, в частности, что в рамках нацпроекта в регионы поставлялось некомплектное оборудование и в целом ряде территорий средства, выделяемые из федерального бюджета на доплаты за классное руководство, использовались нецелевым образом. Глава Рособрнадзора Виктор Болотов подверг критике качество подготовки учащихся в вузах. Так, по его словам, в 2006 году было проведено повторное лицензирование около 700 вузов и филиалов, по итогам которого приостановлено действие 26 лицензий, аннулирована одна лицензия, 27 филиалов вузов закрыто.

В ходе инспектирования 300 вузов треть из них получила серьезные замечания по уровню подготовки студентов.

Вместе с тем Виктор Болотов выразил надежду, что законопроект о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования, недавно принятый Думой, поможет навести порядок в этой сфере.

Ректор Государственного университета Высшая школа экономики, член Общественной палаты Ярослав Кузьминов предложил весьма радикальные способы наведения порядка.

Так, 57 ведущих вузов (к их числу относится и ГУ–ВШЭ), выигравшие в рамках ПНПО гранты на реализацию инновационных программ, должны получать приоритетное финансирование и после 2008 года. «Середнячков», которые удовлетворяют массовый спрос потребителей на рынке образовательных услуг, – таковых, по мнению Я.Кузьминова, около 40% от общего числа – следует укрупнить.

20–25% приходится на долю вузов, которые фактически обманывают население, занимаясь псевдообразованием.

«Эту категорию необходимо подвергнуть суровому контролю со стороны не только Рособрнадзора, но и ведущих вузов, которым надо предоставить право проводить аттестацию отстающих», – считает ректор и общественный деятель.

Ректор МГУ Виктор Садовничий убежден, что главный удар по фундаментальности российского образования нанесет введение двухуровневой системы бакалавриат–магистратура (соответствующий законопроект уже одобрен правительством).

Наибольшее неприятие у В.Садовничего вызывает то положение нового законопроекта, которое предусматривает наряду с четырехлетним трехлетний срок бакалавриата.

Андрей Фурсенко подтвердил тот факт, что тезис о трехлетнем бакалавриате действительно вызывает «острую реакцию» со стороны специалистов.

«Между тем при разработке законопроекта мы предполагали, что такая продолжительность обучения возможна или после окончания техникума, или после завершения 12-летнего общего образования, – пояснил министр. Но тут же поспешил добавить: – Не факт, что она (12-летка) будет введена в ближайшее время».

Поэтому Андрей Фурсенко считает, что упоминание о трехлетнем бакалавриате следует из закона устранить. Ряд острых критических замечаний высказали в своих выступлениях представители власти.

Так, помощник Президента Российской Федерации Александр Беглов отметил, что за последние пять лет расходы федерального бюджета на образование возросли почти в пять раз, консолидированного бюджета – в три раза, но коренной модернизации отрасли за этот период так и не произошло.

«Кроме того, общество ждет и решительных шагов министерства в сфере воспитания, поскольку растут проявления экстремизма, наркомания, алкоголизм среди подростков и молодежи», – подчеркнул А.Беглов. Недостаточными были признаны и показатели усыновления (в 2004 году было передано в семьи 58% от общего числа выявленных детей-сирот, в 2005-м – 59%, в 2006-м – 68%).

«По нашим наблюдениям, повышение ежемесячных выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до 4 тыс. рублей и заработной платы приемному родителю до 2,5 тыс. рублей не окажет существенного влияния на улучшение ситуации в этой сфере», – с сожалением констатировал министр.

Многие выступавшие признали неудовлетворительной и динамику роста заработной платы учителя.

По данным Росстата, в декабре 2005 года средняя номинальная зарплата в секторе образования составляла 6949 рублей, в декабре 2006 года – 9273 рубля, или 74% от средней зарплаты в экономике. Этот показатель складывался в том числе и за счет выплат за классное руководство, грантов лучшим учителям, а также привлечения значительных средств регионов и введения в ряде территорий новой системы оплаты труда работникам образования.

«По темпам роста зарплаты сфера образования отстает от здравоохранения и некоторых других бюджетных отраслей, не говоря уж о промышленности. Из-за этого сохраняется ситуация отрицательного кадрового отбора в вузах и школах; эффективного контракта между обществом и преподавателем так и не достигнуто», – констатировал Ярослав Кузьминов. Во время заседания коллегии и после нее, в беседе с журналистами, Андрей Фурсенко не мог не прокомментировать конфликт, возникший в последнее время между РАН и Минобрнауки. Напомним, что 28 марта ученые приняли свой вариант Устава академии, в котором не были учтены предложения чиновников о создании наблюдательного совета при РАН, о введении возрастного ценза для руководства РАН и многие другие принципиальные требования.

Министр выразил надежду, что эти разногласия будут преодолены в ближайшее время – может быть, с помощью некого общественного органа, который он предлагает создать при академии.

Между тем один из его заместителей, Дмитрий Ливанов, которому приписывается главная роль в разработке отвергнутого учеными модельного Устава, покидает высокий пост, для того чтобы занять другую, не менее престижную должность – ректора Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС).

Другой заместитель Фурсенко, Андрей Свинаренко, ушел на работу в Российский Союз промышленников и предпринимателей.

В 2006 году расходы федерального бюджета по разделу «Образование» составили почти 212 млрд рублей против 162 млрд рублей в 2005 году. В бюджете на 2007 год предусмотрены расходы в объеме 277,9 млрд рублей, или на 31% больше, чем в 2006 году. Кроме того, в части реализации национального проекта предусмотрена передача бюджетам других уровней: в 2006 году – 15,7 млрд рублей, в 2007 году – 19,5 млрд рублей. (Из доклада министра образования и науки А.Фурсенко)