ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
Удивить, обрадовать, рассмешить
Игры для маленьких сонь и лежебок
Психолог Александр Романов
разработал систему игротерапии
для детей с различными формами отклоняющегося поведения.
Если ребенок ленив, вял
и пассивен, Романов советует
почаще использовать стратегию:
«удивить, обрадовать,
рассмешить».
В какой руке монетка?
Игра очень простая, доступна в любой обстановке и не требует никаких аксессуаров. Даже монетки. Вместо нее можно использовать все, что есть под рукой: камешек, ягодку, фантик – что угодно, только одинаковое. Цель игры – стимулировать чувство удивления, умственную активность, уверенность в успехе и положительные эмоции.
Ведущий зажимает в кулаках по монетке и просит ребенка отгадать, в какой руке монетка. Ребенок, как и ожидалось, поначалу отказывается. Наконец лениво произносит: «Ну допустим, в этой». Ведущий разжимает кулак и весело говорит: «Тебе везет, а ну-ка еще раз». Прячет руки за спину и делает вид, что манипулирует с монеткой. Снова показывает кулаки, ребенок опять отгадывает. «Да ты везунчик! Давай еще раз!» Понятно, что ребенку и в третий раз «повезет». Цель достигнута.
Загадаю хорошее слово –
угадай, какое
Игра также активизирует положительные подкрепления и учит ориентироваться на мимику другого человека.
Ведущий предупреждает, что сейчас скажет о ребенке что-то хорошее и интересное, но очень тихо, одними губами: «Сможешь отгадать?» Артикулировать произносимые слова надо очень четко, чтобы ребенку было легче понять. Хвалить можно за внешность, за намерения, за качества личности, за результаты поступков. Всякому ребенку хочется услышать о себе приятные вещи, он включается в игру и прочитывает с губ что-то радующее его.
Хитроумный спорщик
Ведущий произносит какое-либо утверждение, а игроки его подтверждают. В качестве доводов можно приводить примеры из жизни. Детям так легче. Если заметите, что игроки затрудняются, тактично помогите наводящими вопросами. Вот примеры утверждений:
– Читать полезно, потому что…
– Уроки лучше делать побыстрее.
– Четверка хуже пятерки.
– Когда тебе делают замечание, это неприятно.
Можно попробовать усложнить игру и попытаться придумать контраргументы к этим утверждениям. Например: читать полезно, но для людей с сильной близорукостью – вредно. А еще: смотря какие книжки читать. А еще: смотря в какое время. Можно найти контраргументы и на все прочие высказывания. С уроками, конечно же, лучше покончить побыстрее, но если они будут сделаны шаляй-валяй, вряд ли это вызовет восторг у учительницы. А четверка по русскому языку, как думают большинство родителей, куда лучше, чем пятерка по физкультуре.
В любом случае можно придумать очень много утверждений, касающихся жизни класса, семьи и взаимоотношений в них. Причем неплохо взять на вооружение утверждения, которыми бомбардируют дети, когда хотят чего-то добиться или от чего-то отвертеться. Вот и предложите им на их «бесспорные» утверждения найти контрагрументы. Возможно, вам эта игра понравится даже больше, чем детям.
Несговорчивый ослик
Этот ослик по сюжету будет попадать в смешные и нелепые ситуации. Можно из подручного материала сделать ширму и кукол. Такая игра проводится на ширме, как в кукольном театре. Зрителями станут свободные от игры одноклассники.
Все должно вертеться вокруг нежелания ослика подчиняться хозяину. Вот он идет, навьюченный, с базара и на полпути ложится на дорогу, отказываясь идти дальше. Вот он увидел аппетитную колючку и бежит за ней, не поддаваясь на уговоры остановиться. А потом молчит, когда надо закричать, и тому подобное. Спросите у ребенка (но не в самом начале игры, а немного погодя), добрый ли у ослика хозяин, не слишком ли он нагружает ослика разными заданиями? Может быть, ослик просто устает и поэтому упрямится и не слушается?
Более подробно познакомиться с игротерапией Александра Романова можно, прочитав его методическое пособие «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» (Москва, издательство «Плейт», 2006).