ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Приобщение к наркотикам: исследование психологических механизмов
Принято думать, что наркотизация подростков исчерпывается схемой, которую условно можно назвать «теорией действия»: предложили – попробовал – понравилось – стал зависимым.
Но владимирские ученые считают, что в основе этой
связки – «теория отношений». Когда у того, кто предлагает наркотик, свои специфические психологические качества, а у того, кто
не в силах отказаться – свои, то оба они совсем не случайно находят друг друга. Именно этот механизм взаимодействия и нужно учитывать взрослым, приступая к профилактике.
Как известно, на первые пробы подростки решаются не без помощи более опытного лидера, который знает, где достать наркотики и как их употребить. Воплощая в себе девиантные «ценности», этот лидер получает взамен высокий статус в подростковой группе, возможность максимально влиять на ее жизнь и беспрепятственно вовлекать своих «вассалов» в наркотизацию.
Таким лидерам свойственны определенные черты характера: импульсивность, агрессия, тревожность, стремление к самоутверждению. Личностные качества своих родителей и учителей они склонны оценивать чрезвычайно низко. «Эталоном» для них служат взрослые, которые тоже ведут девиантный образ жизни и без алкоголя и наркотиков не обходятся.
В свою очередь лидеры сами становятся «эталоном» для подростков с более низким статусом в неформальной группе. Потому что, кроме всего прочего, они могут реализовать актуальные для таких подростков потребности. Лидеру потому легко удается подавить и без того слабую волю новичка, что тот и сам рвется выглядеть нормативно, одобряемо в глазах своих новых «друзей».
Мы провели исследование механизмов приобщения детей к наркотикам в школах Курганской области. За методологическую основу взяли «теорию отношений». Разделили респондентов по их особенностям характеров на специфические группы – лидеры, нейтральные и асоциальные. И вот что выяснили.
Лидеры всегда стремятся к первенству в формальной и неформальной группах. Воспитываются в конфликтных семьях, плохо учатся, нередко совершают противоправные действия. Групповые нормы и ценности неформальной среды лидеры привносят в школьный коллектив.
Нейтральные входят в состав неформальных групп социально-нейтральной направленности. Имеют акцентуации «тормозимого круга» и достаточно социально адаптированы. Для них характерны воспитание в полной, благополучной семье и хорошая успеваемость.
Асоциальные попадают в подростковые группы асоциальной направленности. Социально дезадаптированы и ведут девиантный образ жизни. Воспитываются в неблагополучных семьях. У них низкая успеваемость.
Негативные влияния среды создают у подростков всех этих групп образцы значимой личности, которые притягивают их к себе и будят желание подражать.
Звезды (шоу-бизнеса, культуры, политики). Реальные, очень известные и популярные люди. Они постоянно мелькают на телевидении и воплощают собой эталон успешности. Многие из них злоупотребляют алкоголем и психоактивными веществами, о чем сообщается на страницах СМИ, в интернете и телепрограммах.
Элита. Тоже вполне реальные люди, занимающие высшие ступени в социальной иерархии и в собственном кругу. Они купаются в роскоши и получают удовольствие от наркотиков и алкоголя.
Мистики. В наркотически измененных состояниях сознания они якобы совершают сверхъестественные действия, становятся такими могущественными, что даже управляют судьбами других людей. Это самая древняя категория эталонных персонажей – шаманы, жрецы, служители культа. Для нынешних подростков такими «героями» стали колдуны, кочующие из книг-фэнтези в телесериалы и кинофильмы.
Криминальные. Это бандиты, гангстеры, преступники и воры. Они отрицают мораль, законы, труд, семью. Шикарно транжирят преступно нажитые деньги, балуются наркотиками.
Случайные. Обычно ничем особо не выделяющиеся из общей массы незнакомцы, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками.
Школе с таким потоком демонстраций модных «героев» современной жизни справиться трудно. Но можно. Вот несколько рекомендаций для практической работы с девиантными подростками.
1. Необходимо вести профилактическую работу с учащимися через неформальные группы, объединенные на основе общей направленности увлечений. Руководство группами лучше доверить студентам в рамках педагогической практики, наставникам или старшеклассникам, ведущим здоровый образ жизни.
2. Выявлять лидеров с девиантным образом жизни и включать их в тренинговые или неформальные группы старшеклассников, придерживающихся социально позитивных норм и ценностей.
3. Стимулировать создание молодежных объединений со здоровыми устремлениями.
4. В рамках психологического просвещения родителей давать информацию о механизмах становления девиантных форм поведения и специфике эффективного общения с детьми (тренинговые группы родителей).
5. Систематически прививать учащимся, начиная с младшего школьного возраста, навыки критического восприятия информации, поступающей с экрана телевизора, из радиопередач, слухов, шоу, видеофильмов, концертов, книг.
Адреса помощи
Оренбургский областной наркологический диспансер.
460011, Оренбург, ул. Невельская, 4-ж.
Телефоны: (8-3532) 54-01-72, 77-88-38.
Пензенское областное объединение «Психиатрия – наркология».
440034, Пенза, ул. Лермонтовская, 28.
Телефон: (8-8412) 33-02-78.
Псковский областной наркологический диспансер.
180019, Псков, Сиреневый бульвар, 9.
Телефон: (8-8112) 23-47-09.
Ростовский областной наркологический диспансер.
344007, Ростов-на-Дону, ул. Баумана, 38.
Телефон: (8-863) 266-42-57.
Смоленский областной наркологический диспансер.
214000, Смоленск, ул. Б. Советская, 4.
Телефоны: (8-08122) 2-06-66, 2-08-40.
Ставропольский краевой наркологический диспансер.
355017, Ставрополь, ул. Артема, 9.
Телефон: (8-8652) 25-55-66.
Тамбовский областной наркологический диспансер.
392000, Тамбов, ул. Московская, 29.
Телефоны: (8-0752) 71-06-41, 71-06-61.
Тульский областной наркологический диспансер.
300041, Тула, ул. Мосина, 51.
Телефон: (8-0872) 27-18-96.
Ульяновский областной наркологический диспансер.
432032, Ульяновск, ул. Полбина, 34.
Телефон: (8-8422) 36-85-03.
Ярославский областной наркологический диспансер.
150054, Ярославль, пр. Октября, 59.
Телефон: (8-0852) 23-14-05
Литература по теме
Профилактика наркомании среди учащихся в школе. Методические рекомендации. Волгоград, издательство ВГИПКРО, 2006.
Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании.
Москва, издательство Творческого центра «Сфера», 2004.
Подростковая наркомания. Методические рекомендации для руководителей учреждений образования, педагогов и социальных работников.
Челябинск, издательство фонда «Береги себя», 2003.
Александра Макеева. Педагогическая профилактика наркомании в школе.
Москва, издательство «Сентябрь», 1999.
Елена Мясоедова. Есть ли выход из героинового ада? Методические рекомендации по профилактике наркомании в образовательном учреждении.
Астрахань, издательство Астраханского государственного университета, 2003.
Елена Симакина. Профилактика наркотической зависимости несовершеннолетних. Методические рекомендации.
Москва, издательство ВИПК МВД, 2003.
Елена Омельченко. Подростки и наркотики. Опыт исследования.
Москва, издательство «Генжер», 2003.
Константин Лисицкий. Первичная профилактика наркомании. Учебное пособие.
Самара, издательство «Универс-групп», 2006.
Тамара Шилова. Профилактика наркотической и алкогольной зависимости у подростков в школе. Практическое пособие.
Москва, издательство «Айрис-пресс», 2005.