За журнальным столом
С какой целью классный руководитель должен контролировать учебу детей?
Методист по воспитательной работе О.Воробьева в статье «Влияние эмо-
циональной среды на успеваемость учащихся» («СПРАВОЧНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 1 за 2007 год) обращает внимание на то, что понятие контроль учебы гораздо шире, чем контроль успеваемости. Как показали научные исследования, успеваемость хуже в тех классах, где дети не чувствуют своей значимости; с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются; детей не устраивают отношения с учителем и/или одноклассниками.
Для того чтобы учитывать эти взаимосвязи, классному руководителю надо овладеть специальными диагностическими методиками. В публикации приводятся методики оценки толерантности учителя, класса, родителей, а также оценки самоактуализации учеников.
В этом же номере помещена статья заместителя директора по научно-методической работе гимназии № 1 города Мелеуз (Республика Башкортостан) В.Ахметшиной «Психолого-педагогические аспекты работы с родителями». Материал отвечает на актуальный вопрос: как повысить педагогическую компетентность современных пап и мам?
Вначале автор говорит о типичных ошибках родителей во взаимоотношениях с детьми: неприятие своего ребенка из-за того, что он похож на члена семьи, который бросил ее или вызывает неприятные ассоциации; несогласованность между взрослыми (родителями, бабушками, дедушками) в вопросах воспитания; завышенные требования родителей к детям; негибкое поведение родителей (одинаковая стратегия поведения во всех ситуациях, по отношению ко всем детям); непонимание своеобразия личности ребенка (сравнение его с другими детьми); инверсия в супружеских отношениях: папа берет на себя роль мамы, мама – роль папы.
Чтобы исправить ситуацию, родителям необходима помощь специалистов, причем обычных лекций и консультаций зачастую недостаточно. Более эффективное средство помощи – групповая работа с родителями.
Автор особо подчеркивает необходимость коррекции тех моделей взаимоотношений с подростками, которые могут способствовать появлению психопатии. Вот они.
«Золушка» – пренебрежительное отношение к ребенку, постоянное подчеркивание его недостатков. Что порождает у него желание во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Не учит реально смотреть на других и себя. Провоцирует робость, боязливость, пассивность, неуверенность в себе.
«Тиран и кумир семьи» – преклонение перед подростком, захваливание, постоянный акцент на его исключительность и одаренность.
Гиперопека – завышение требований, резкий, не допускающий возражений тон, стремление все решать за ребенка. Такая модель поведения формирует у него неуверенность и нерешительность.
Гипоопека – безразличие к ребенку, отсутствие заботы и заинтересованности в его делах, поддержки и взаимопомощи. Это провоцирует излишнюю возбужденность, жестокость или, наоборот, заторможенность.
О том, как телесные движения выражают внутреннее состояние человека, рассказывает президент Лиги профессиональных имиджмейкеров В.Шепель в статье «Магия личного обаяния» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 2 за 2007 год). Например, плечи – камертон чувств. Они всегда говорят о душевных переживаниях: опущенные, обвисшие плечи сигнализируют об усталости, печали или горестном состоянии; приподнятые плечи указывают на состояние эмоциональной взволнованности. Когда человек говорит: «Я вас люблю!» – а плечи его при этом остаются неподвижны, вряд ли можно поверить в его искренность. У агрессивного человека плечи подняты и напряжены, у робкого – напряжены, но опущены. Чтобы найти общую точку соприкосновения с собеседником, надо побудить его расслабить плечи.
Психологи утверждают, что об особенностях личности можно судить по осанке, походке и даже по тому, как человек носит обувь.