Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс
Коммуникативный тренинг.
Педагоги, психологи, родители СПб.: Речь, 2005.

Вся информация, содержащаяся в книге, направлена на облегчение процесса понимания и общения между педагогами, детьми и родителями. В нескольких первых главах – теоретический материал о принципах, на которых строится педагогическое общение, и о препятствиях, затрудняющих его. Например, перечислены наиболее частые причины конфликтов между учителем и родителями, учителем и ребенком, ребенком и родителями. Описаны эффективные техники общения. Самые трудные случаи, к примеру, такие как сообщение негативной информации о ребенке или выход из стрессовой ситуации, – более подробно, с пошаговыми рекомендациями и предостережением от типичных ошибок. За теорией следует описание четырехдневного тренинга. Программа каждого дня состоит из чередующихся упражнений, игр и мини-лекций. Если читатель решится проводить тренинг самостоятельно, материал для этих лекций он сможет взять в начале книги, а раздаточный материал, тексты и таблицы для упражнений – в конце, в разделе приложений.

Еще один раздел предназначен для тех, кто хочет помочь родителям наладить отношения с детьми. Это цикл из восьми занятий и рекомендаций для тренера.

Книга написана психологами и ориентирована скорее всего на школьных психологов. Но и учителя наверняка будут читать ее с немалым интересом. Как научиться говорить «нет», когда собеседник настаивает? Как организовать конструктивный разговор с «трудными» родителями, которые вечно молчат или, наоборот, затевают скандал по любому поводу? Как распознать десять типов манипуляции и каким способом противостоять разным типам манипуляторов? Ответы на эти и многие другие столь же актуальные вопросы изложены довольно сжато, но всегда понятно и незанудно. Наверняка эта информация усваивается еще лучше во время настоящего тренинга, но и в качестве текста с успехом может заменить собой многие лекции и заунывные учебники, где не докопаешься до сути и возможности практического использования. Это одна из тех профессионально полезных книжек, которые читаешь не только потому, что надо, но и просто потому, что интересно.


Т.Щепанская
Система: тексты
и традиции субкультуры

М.: ОГИ, 2004.

Что большинство взрослых думают о подростках, которые ходят, повязав голову косынкой-банданой, нацепляют на себя множество бисерно-кожаных фенечек, заплетают волосы в дреды, похожие на косматые веревки, играют этническую музыку в подземных переходах?.. Скорее всего – что это блажь и ерунда, лучше бы к ЕГЭ готовились. Так вот, все описанные и раздражающие каждого нормального взрослого признаки – элементы субкультуры, которая у нас в стране существует уже около сорока лет. И довольно много людей причисляют себя к ней, воспроизводят ее, передают следующим поколениям. Они живут, придумывая себе имена, обычаи, традиции. И о своих ценностях, кстати, говорят зачастую более осмысленно и убежденно, чем те, кто про ЕГЭ. Целый мир, существующий параллельно. А мы о нем практически ничего не знаем.

Вернее, теперь желающие вполне могут узнать, вооружившись книжкой и терпением, ибо автор описывает символы и структуру этой части социума очень серьезным научным языком, использует методику и логику научного исследования. Я честно потратила несколько вечеров на чтение, продираясь сквозь социологические и культурологические термины, которые иногда дают очень странные эффекты в сочетании с цитированием хип-фольклора: «…один Системный пипл говорил, что опознавательным знаком служит именно взгляд: “Вначале в глаза смотрю, а потом уже на все эти феньки… Узнаем – по улыбке…” Взгляд, выражение глаз становятся объектом культурной регуляции». Очень уж интересно было попытаться понять, как живет такое самовоспроизводящееся сообщество, почему не распадается и не иссякает. В отличие от пионерии-комсомола и «классных коллективов», на вечное «формирование» которых затрачено столько сил и которые распадаются, как только их оставляют в покое взрослые. Похожая история и с модной нынче самоорганизацией в школах… Может, посмотреть, как все это растет «дичком» и при этом хорошо себя чувствует?

Рейтинг@Mail.ru