ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
Рабочая тетрадь для учителя
Коварство феномена созависимости заключается в том, что учитель, будучи носителем ее отдельных проявлений или всей целокупности, искренне полагает, что с ним лично все в порядке, и если бы не «такое тяжелое время, такие ленивые и малоодаренные ученики, такое неумелое руководство со стороны администрации, такие амбициозные и одновременно безответственные родители», то и «жилось бы и работалось мне совсем по-другому».
Что, если мы посмотрим на собственные способы взаимодействия хотя бы с учениками? Насколько мы позволяем им быть независимыми, самостоятельными; даем ли возможность осваивать взрослые способы интеллектуальной деятельности?
Пожалуйста, ответьте себе максимально честно на ряд вопросов, представив свое состояние в описанных ниже ситуациях:
1. Ученики работают самостоятельно, а вы проходите по рядам.
Заметив, что ученик в своем решении идет по ошибочному пути, отследите свои реакции:
– Каковы ваши чувства в этот момент?
– О чем вы подумали, как только увидели, что он ошибается?
– Что вы намереваетесь сделать в этой ситуации, ради чего и как?
2. Видите ли вы разные части ответственности в вашем совместном взаимодействии с учениками в рамках изучения предмета – свою и их?
3. Знают ли ваши ученики о том, что вы видите разные части ответственности в учебном взаимодействии – свою и их?
Сообщаете ли вы им об этом? Когда и как?
4. Как вы полагаете, какую долю ответственности за уровень продвижения в вашем предмете вы готовы делегировать ученикам? Выразите ее по возможности в процентном отношении.
5. Объявляете ли вы в самом начале вашего взаимодействия с учениками правила их продвижения в предмете и ваши критерии оценки их усилий (в устных, письменных формах) в этом продвижении?
6. Известны ли вашим ученикам, судя по их поведению во взаимодействии с вами:
– критерии вашего оценивания устных ответов;
– критерии вашего оценивания письменных работ;
– сроки проведения контрольных и других отчетных форм?
Охотно ли вы сообщаете ученикам о критериях вашего оценивания, о формах и сроках проведения различных проверочных мероприятий?
7. Есть ли возможность, обучаясь у вас, заработать желаемую отметку по предмету в разных вариантах выполнения учебной работы (например, составление компилятивного обзора источников по указанной теме,
или написание эссе по проблеме с последующим собеседованием, или проведение занятия по выбранной вами теме в предметном кружке)?
Есть ли у вас свой запас альтернативных вариантов подобных заданий?
8. Что вы почувствуете, когда узнаете, что ваш ученик, не посещавший более половины занятий, претендует на то, чтобы иметь тем не менее высокий балл по вашему предмету?