Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА


Морозова Галина

Эффект созависимости в работе педагога

Что происходит, если учитель распространяет установку «я могу научить тебя» на все сферы жизни ученика

Весна. Впереди последняя четверть: солнце, ветерок в открытые окна и… навалившаяся усталость. К сожалению, она становится к концу каждого учебного года привычным спутником учителя со стажем. Мы преодолеваем апатию, уговариваем себя, что осталось совсем немножко, и поминаем недобрым словом профессиональное эмоциональное выгорание. Избежать его трудно, но можно, если знать причины и избегать факторов риска. Причинами эмоционального выгорания могут быть разные факторы. Сегодня – об одном из самых коварных.

Героизм до добра не доводит

В последнее время много говорится об эффекте профессионального выгорания и профессиональной деформации в сфере педагогической деятельности. Практика психоконсультирования и коррекции дает возможность предполагать, что одним из разрушительных факторов для личности учителя становится так называемая созависимость.

Термины «созависимость», «созависимое поведение» принадлежат изначально не психологии, а медицинской модели понимания несвободных форм человеческого поведения. В психологии используют термин «аддикция» – зависимость, порабощающая форма поведения (addiction – склонность, приковывание, привязывание). Сначала, говоря о созависимости, приводили в пример состояние и образ жизни семей алкоголиков, где непьющие родственники постоянно находятся на грани психофизического истощения, так как все их внимание и жизненные силы направлены на близкого человека, страдающего алкогольной зависимостью. Созависимость можно наблюдать и у людей, чьи близкие страдают от наркомании, длительно и тяжело болеют, перенесли операцию.

Кажется, что же в этом патологического? Совершенно естественно заботиться о человеке, который тебе дорог; ухаживать за ним, если он находится в беспомощном состоянии.

Коварство феномена состоит в том, что его носитель причиняет ощутимый вред и себе, и окружающим, но почти никогда не признает, что с ним что-то не так. Он искренне полагает себя успешным и здоровым рядом с беспомощным подопечным. Созависимый заботится о чужой жизни больше, чем о своей, и доводит свое душевное и физическое здоровье до совершенно плачевного состояния. При этом он так сильно нуждается в объекте заботы, что склонен провоцировать в подопечном своеобразную личную беспомощность, чтобы держать его жизнь под своим контролем и чувствовать себя при этом значимым, удовлетворенным.

Профессиональный риск

Почему же о созависимости говорят как о факторе риска педагогической профессии? Дело в том, что профессии врача, психолога, социального работника, учителя относятся к разряду помогающих. Педагог по сути своей деятельности опекает ребенка, руководит им, отвечает за его жизнь и здоровье. Учитель более компетентен, лучше ориентируется в преподаваемом им предмете. Но это важное уточнение некоторые учителя не принимают в расчет. Они склонны распространять свое «я могу научить тебя» на все сферы жизни ребенка. Это проявление созависимости.

Больше того, само устройство нашей системы образования провоцирует учителя: мерой его профессионализма назначен «процент обученности». Однако каждый из нас много раз слышал фразу о том, что научить никого нельзя, можно только научиться. Самый гениальный учитель может хорошо учить, но гарантировать результат он не в состоянии, ибо как можно отвечать за волю другого человека, ученика! Неудивительно, что учитель, сам прошедший в детстве такую школу, потом педагогический институт, работающий по той же схеме, принимает на себя неадекватную ответственность. И в конце концов надрывается.

Мудрые же учителя, много лет работающие продуктивно и с удовольствием, спокойно признают, что они не всесильны. Их сразу можно отличить от тех, кто раздавлен своей профессией.

Дополнительным фактором может послужить атмосфера, уклад, принятый в школе. Если директор и его заместители склонны изображать всевидящего и всезнающего отца-командира, который карает и милует, феномен созависимости не заставит себя ждать.

Впрочем, корни ее находятся все-таки в семье. И наиболее склонны к ней те, кто в силу тех или иных причин с детства вынужден был нести ответственность за своих близких.

Самопожертвование во вред окружающим

Созависимость может проявляться в разной степени. Тяжелая форма приводит к болезням, эмоциональному выгоранию, синдрому хронической усталости. В более легких формах эффект созависимости может проявляться на уровне мыслей, чувств, отдельных поступков. Но в любом случае у человека, страдающего созависимостью, внимание – постоянно или периодически – направлено на контроль за жизнью другого.

Описывая психологический механизм этого феномена, можно вспомнить так называемый треугольник Карпмана: спасатель, преследователь, жертва. Так вот, созависимый беспрерывно перескакивает с одной позиции на другую. В школе это особенно заметно, и такая схема знакома, увы, многим. В классе учитель то преувеличенно опекает детей, контролирует каждый шаг, выгораживает перед другими учителями и администрацией (спасатель), то вдруг срывается почти на ровном месте, кричит, ставит кучу двоек, устраивает скандал из-за проступка, который раньше прощал (преследователь). Звонок с урока может мгновенно превратить его в жертву: в учительской или кабинете завуча он громко жалуется на черствость коллег, детей, их родителей. И это при том, что он-то всей душой… не жалея сил…

Собственно, здесь кроется еще одна разгадка патологии. На самом деле человек испытывает совершенно иные чувства: страх, неприязнь, враждебность. Но он вытесняет их из сознания и замещает показным героизмом. И чем больший пафос слышен в стенаниях жертвы, тем глубже вытеснены негативные чувства. Сознание созависимого учителя мифологизировано. Во-первых, он не дает никому забыть, как много он вкладывает в работу, и беспрестанно пеняет всем окружающим, что они этого не ценят. Во-вторых, убежден, что без него все рухнет, не берет больничных – такую сложную тему никто лучше него не объяснит, класс отобьется от рук, команда не подготовится к соревнованиям. Некоторые родители с умилением относятся к подобным проявлениям. И напрасно. Созависимый учитель наносит вред не только себе, но и ученикам. Он испытывает сильную потребность во власти, патернализме, а для этого необходимо, чтобы рядом постоянно был кто-то слабый, зависимый, менее компетентный. Но если ребенок будет быстро взрослеть, развиваться, накапливать знания и опыт, он встанет вровень с учителем. И тогда все – рухнет статус, пропадет смысл жизни. Поэтому учителя – носители созависимости декларируют, конечно, общепринятые педагогические цели и ценности, но подсознательно делают все, чтобы сдержать динамику взросления своих учеников, ограничить их свободу и самостоятельность.

Остается добавить, что эффект созависимости распространен довольно широко: около трети всех учителей в большей или меньшей степени его испытывают. Особенно велик риск для учителей начальных классов: их ученики особенно нуждаются в опеке, а учитель обладает гораздо большей властью и большим влиянием, чем в средней и старшей школе.

А вот коррекции эта патология поддается с трудом. С ней почти наверняка не справится школьный психолог, это уровень хорошего психотерапевта. Да и то только в том случае, если носитель созависимости осознает свою проблему, а это происходит редко.

Рейтинг@Mail.ru