«Принимаются работы теоретического, экспериментального и фантастического плана»
Российский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» проходит уже в третий раз
По замыслу организаторов (Фонд «Умное поколение»), конкурс
«Я – исследователь» служит раскрытию познавательных способностей детей, стимулирует исследовательское поведение. Одновременно это и лаборатория для педагогов исследовательского обучения. В дни конкурса можно не только познакомиться с детьми, занимающимися исследованиями, увидеть их работу, но и побеседовать с коллегами и учеными об исследовательском поведении как ведущем способе учебной деятельности детей, узнать о программах и технологиях такого подхода, приобрести методические разработки.
Для педагогов-участников проводятся «круглые столы».
В марте, в преддверии всероссийского финала, проходят региональные туры конкурса. Мы побывали на Московском, в Центре образования
№ 293 г. Москвы. Проверили на себе: творческая активность повышается от одного только присутствия на этом форуме детских идей.
На живом интересе
До двенадцати, не старше, – таков возраст юных исследователей. В том и особенность конкурса, что совершенно непонятно, что и как они могут исследовать.
В самом деле, как возникают у ребенка вопросы? Как придумываются гипотезы? Журавли похожи на самолеты и еще на зонтики. Что в них от самолетов, а что от зонтиков? Можно следить за гуппи в своем аквариуме и догадаться, как их лучше разводить. А если у тебя дома живет настоящий кролик, ты можешь пристально наблюдать за ним в течение нескольких дней с помощью видеокамеры, а потом составить расписание его дня, сделать видеоролик. Иначе как узнать-доказать, насколько мудр кролик?
Есть настолько любознательные дети, они даже в сказке ищут не волшебный, а физический смысл. Это каким же было яйцо, которое не могли разбить дед и баба, а мышка разбила? Девятилетний Семен Четверин нашел ответ: если яйцо держать в уксусе неделю, оно станет резиновым, прыгучим, неразбиваемым. Но если сбросить его с высоты, оно шмякнется и растечется. Старики, видимо, нечаянно яйцо в уксус положили, а мышка просто скинула его со стола.
У Семена есть привычка зарисовывать свои опыты: «Я паял», «Я сверлил», «Вот что получилось». Он, например, проверял, может ли исчезнуть Снегурочка, прыгнувшая через костер. Скатал снежный ком весом 30 кг («Я взвесил») и с помощью родителей расположил его над костром; убедился: снег очень медленно превращается в пар. По физическим причинам Снегурочка не могла погибнуть, разве по волшебным.
Кто открыватель,
а кто и собиратель
Коллекционировать можно что угодно: кукол, машинки, картинки с тематическими изображениями. Кто-то из конкурсантов разобрался в предметах футбольного снаряжения; кто-то – в разных видах гармоник. Восьмилетний Дима, например, знает все обо всех муравьях на свете. Семилетний Саша владеет пятью языками программирования.
У Миши Храмцова дома есть коллекция старинных монет. Рассматривая одну, красную, он увидел: будто облачко под гербом проступает. «Она перечеканенная», – ему говорят. Миша лезет в каталог, узнает: была такая «облачная копейка» Елизаветы Петровны, орел на облаке. И он сам пытается изготовить штемпель из деревянного бруска, чтобы «отчеканить» такую же монету, но гипсовую. Примерно так рассказывал девятилетний нумизмат, а потом раздаривал самодельные беленькие копии красивых монет.
Учимся у природы
«Что лучше: гребной винт или хвост?» – этот вопрос, обозначенный в программе конкурса, пришел потом, а сначала кто-то из семилетних детей, которые ходят заниматься в кружок к конструктору Алексею Чумаченко, спросил: «Почему рыбы плавают быстрее, чем корабли?». Было предположение: может быть, за счет хвостов? Решили проверить. Сделали кораблики с одинаковым весом, одинаковым корпусом, поставили одинаковые двигатели, а вот на место винтов закрепили хвосты разной конфигурации. Лишь на одном был винт. И что же? А ничего. Катерок с винтом плыл быстрее. Загадку не разгадали, правда, про рыбьи хвосты узнали практически все. И тут же новые гипотезы появились.
В кулуарах
Женя Галиций демонстрирует возможности сконструированного им вездехода. Вездеход умеет забираться по крутому склону из книг и плыть в голубой ванночке. А все дело в ребристых колесах: Женя подсмотрел их у катамарана. Лопасти так расположены и из чего-то такого сделаны, что они функционируют в любой среде, но с использованием разных возможностей. После демонстрации шестилетний Женя плачет: он не смог ответить на вопрос про «перспективы развития средства». Папа недоволен: «Ты же знаешь!» – «У меня не получилось сказа-а-ать».
Мальчишки совсем маленькие, а слушают друг друга открыв рот, потом подходят к выступившему – уже как к знакомому: «Так бы и сказал, что надо не играть китайскими машинками, а делать свои» … «А ты как управлять им собираешься?» … «Только не через порт, батарейка сразу садится, я пробовал». Слезы уже забыты.
Дима Сухоцкий
О нем персонально, потому что восьмилетний Дима уже третий год занимается роботами. В шесть лет у него был Колобок, который «сам» катился туда-сюда. Потом Печка, которая ступала по его команде. Была Избушка-робот, управляемая с компьютера. «Это было в детстве», – говорит Дима жюри. Теперь ему не до сказок: просто каркас машины с колесами, ведь главное – придуманная им технология управления.
А началось все в 5 лет, когда Дима уже мог управлять автомобилем (большая тяга была), но вот до педалей ногами не доставал. «Эх, нажимать бы на кнопки!» – сказал тогда сын, и отец, инженер-механик, стал ему помогать осуществлять мечту. «А теперь, – говорит папа, – мы с женой пришли ко времени, когда ничем, кроме покупки комплектующих, помочь уже не можем. В механике еще могу что-то подсказать, в электронике наравне, а в программировании он меня уже обошел».
Новые взрослые
В самом деле, будет ли ребенок сверлить настоящей дрелью, резать ножницами по металлу, паять, «освещая улицу» на картине настоящими лампочками, читать «Популярную механику», если не увидит такого примера в семье, в школе или в техническом кружке? Нет, конечно. Какой бы сильной природная тяга к изобретательству ни была, без соответствующей среды, без поддержки знающих взрослых ребенку не подняться вровень со своим даром.
Взрослые, которые окружали детей на конкурсе, были всерьез заинтересованы работами детей. Разговаривали с ними уважительно, обсуждали проблемы на равных, подавали идеи, задумывались. Очень приятно было смотреть на педагогов и родителей. Преимущественно молодые люди, они уже сделали немало для своих детей.
Повезло этим ребятам со взрослыми! Их пенопластовые корабли бурлили воду, монгольфьеры, склеенные в домашних условиях, поднимались в воздух, а формулы, выцепленные ими из свежего журнала, сразу шли в работу. Не об этом ли мечтает каждый мальчишка?