Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена |
Ключарева Наталья
Экспансия добраИстория педагогической попытки, которая могла бы закончиться иначе Книга Елены Арманд «О Господи, о Боже мой!» имеет подзаголовок – педагогическая трагедия. В 1989 году Елена Арманд основала в Тверской области в деревне с добрым названием Любутка реабилитационный центр для детей-сирот и инвалидов. Это была первая в стране альтернатива государственной системе интернатов. 15 лет жизни в Любутке, ставшей известной за пределами России, Елена Арманд оценивает как педагогическую трагедию. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего самой себе, Арманд вспоминает всю историю Любутки, шаг за шагом, вставляя в собственное повествование отрывки из писем, сочинений и дневников своих воспитанников. Большое значение в книге придается времени возникновения Любутки. Перестройка, поиски нового наполнения жизни, внезапная уверенность в себе и в своей возможности изменить мир. На волне всеобщего воодушевления московская преподавательница ритмики Елена Арманд оказывается сначала в лагере бывшего учителя и будущего священника Анатолия Гармаева, а потом – в интернате, куда устраивается работать воспитателем. С этого дня начинает формироваться то, что впоследствии станет Любуткой. Арманд пытается вырвать своих воспитанников из сонно-агрессивной атмосферы интерната, откуда за любую провинность совершенно здоровых детей отправляли на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Она водит их в походы, учит танцевать. Все это, столь непохожее на традиционную интернатскую «педагогику», вызывает настоящую ненависть у директора и других воспитателей. Арманд выживают из интерната. Не желая бросать детей, она покупает дом в соседней деревне Любутке и начинает долгую борьбу с государственной системой опеки. Порой дело приобретает детективный оборот: на детдомовцев, сбежавших в Любутку, устраивают облавы с собаками, те уходят по реке, чтоб замести следы… Арманд помогают ее московские ученики. Сами еще подростки, они пробуют себя в Любутке в качестве педагогов. Первое время всем им приходится бороться за выживание их маленькой общины, а проблемы воспитания отходят на второй план. И это едва ли не самое счастливое время в истории Любутки. Как только у воспитателей появляются силы на воспитание, начинается тот разлад, который потом Елена Арманд назовет «педагогической трагедией». Разлад между высокими идеалами и реальными детьми, рано или поздно возникающий в жизни любого педагога. Елену Арманд никак нельзя назвать отвлеченным мечтателем. Она погружена в самую что ни на есть грубую действительность: российская деревня в 90-е годы могла лишить иллюзий кого угодно. Однако Арманд остается идеалисткой. И не может простить своим воспитанникам их неидеальности: слабости, подлости, лени, нежелания меняться. Конечно, впрямую об этом нигде не говорится. Но явственно чувствуется в язвительных и высокомерных интонациях, которые нарастают по мере углубления разлада. В книге удивительным образом сочетаются искренняя боль за обитателей Любутки и жгучая обида на их неблагодарность. У Арманд, готовой пойти за своих воспитанников в огонь и воду, не хватает мужества отказаться от попыток пересоздать ребенка. Выросшие ученики («педагоги» Любутки) начинают бунтовать против Арманд, как бы назло ей совершая все более некрасивые поступки. Взаимное ожесточение доходит до того, что однажды ей запрещают взять новых воспитанников. И Любутке – как педагогической общине – приходит конец. Из книги Елены Арманд
|