Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Витковский Анатолий

За журнальным столом

За время обучения в наших школах, как показывают исследования, число практически здоровых детей сокращается в 4–5 (!) раз. По данным Российского детского фонда, в общей массе причин, повышающих заболеваемость школьников, удельный вес факторов внутришкольной среды достигает 12,5% в начальной школе и до 20% – к концу обучения.

Какие же факторы школьной жизни наиболее отрицательно влияют на здоровье детей? Этот вопрос изучался сотрудниками кафедры возрастной и педагогической психологии Тюменского государственного университета. Результаты многолетней работы отражены в статье заведующего кафедрой Н. Голикова «Испытание школой. Влияние образовательной среды на качество жизни школьников» («УЧИТЕЛЬ», № 1 за 2007 год). Одной из главных проблем, снижающих «качество жизни школьника» (понятие, совсем недавно появившееся в медицине и гуманитарных науках), был назван хронический стресс ограничения во времени. Его первыми жертвами становятся медлительные дети. Особенно когда они попадают в класс к энергичному учителю с темпераментом холерика. Страдают и менее организованные ученики, которые из-за отсутствия опыта (не посещали дошкольные образовательные учреждения, группы временного пребывания) испытывают трудности в рациональном использовании времени, оказываются неготовыми к коллективным формам работы. Вторая проблемная точка: несоответствие образовательных программ и технологий индивидуальным особенностям учеников. В школу пришли технологии, применение которых требует соблюдения специальных условий. Например, система развивающего обучения Эльконина–Давыдова требует наличия у детей хорошего здоровья, высокого уровня познавательных способностей, а также серьезной подготовки учителя.

Среди других наиболее мощных негативных факторов автор выделяет отсутствие целенаправленной индивидуальной работы с учениками, агрессивность со стороны сверстников, недостаток двигательной активности, чрезмерные учебные нагрузки, насилие нежелательной деятельностью (по данным исследований, 90% (!) детей ходят в школу без интереса).

У всякого действия, нацеленного на результат, есть свои законы. Есть они и у обучения. Психологические правила, помогающие найти свой путь к знаниям, перечислены в статье Александра Белова «Учимся учиться в любом возрасте» («ОБУЧЕНИЕ И КАРЬЕРА», № 3 за 2007 год). Назовем некоторые из них. Помните: нет истины в последней инстанции. При изучении какого-либо предмета не полагайтесь только на оценку, сделанную другими людьми. Изучайте предмет с целью прийти к собственному умозаключению. Не бойтесь критики – провоцируйте появление критических высказываний вопросами, задаваемыми самому себе: «зачем?», «почему?», «как?», «каким образом?». Соприкоснитесь с реальным объектом изучения: очень трудно изучать то, чего никогда в жизни не видел или не ощущал. Учите материал постепенно. В спешке мы можем пропустить что-то важное. Добивайтесь того, чтобы правильно все понять. Спрашивайте, спрашивайте обо всем у педагога – не стесняйтесь! Ищите в словарях значение тех слов, которые вам непонятны. Ставьте перед собой вопросы: «Чему я научусь, если сделаю эту задачу?» или «Зачем мне нужно это упражнение?».

В статье «Новые ориентиры в деятельности американских школ» («ПЕДАГОГИКА», № 1 за 2007 год) С. Гриншпун пишет, что новейшая история страны показала: общество ожидает от системы образования большего, чем хорошая профессиональная подготовка. Необходимы специалисты, которые обладали бы творческим мышлением, социальной активностью, желанием профессионально совершенствоваться и были бы способны принимать ответственные решения.

Образование стало рассматриваться как помощь ребенку в становлении своей уникальности. Говоря словами английского философа Г. Рида, основная цель обучения – помочь детям стать теми, кем они являются на самом деле, а также теми, кем они не являются.

Рейтинг@Mail.ru