Вторая тетрадь. Школьное дело |
Вероника Ясницкая
Как сделать класс класснымФрагменты из книги. Публикация первая. Определяем воспитательный потенциал
Деструктивный классЕще до прихода в такой класс вы уже наверняка получили о нем самые безрадостные сведения, которые могут быть сформулированы теоретическим языком всего одной фразой: все социализирующие функции он реализует негативно. Референтность (значимость) класса для ребят крайне низка, так как с ним связаны в основном отрицательные эмоции: и деловое, и неформальное общение здесь имеет преимущественно напряженный, конфликтный характер. Такой класс играет роль не «ниши», а очередной «стихии» в жизни подростка. В нем нет общих ценностей, устремлений и переживаний, а задаваемые нормы поведения далеки от гуманных. Зачастую здесь слабо реализуется и образовательная функция: все силы и помыслы одноклассников уходят не на учебу, а на выяснение отношений и борьбу за сферы влияния. Нередко предметом этой борьбы становится и классный руководитель: неформальные лидеры класса или пытаются сделать его своим главным союзником, или, напротив, видят в нем главного соперника в своем влиянии на класс. Общее чувство «Мы» отсутствует, но отдельные микрогруппы могут не только обособляться, а и вступать в открытую конфронтацию. В таких классах часто возникает культ силы, вследствие чего обособление подростка выглядит или как «уход» (выстраивание коммуникативного барьера между «Я» и «Другими»), или как затяжной конфликт «Я» и «Других». Короче говоря, вы имеете дело с «трудным» классом. Мы назвали его деструктивным, он мешает успешной социализации школьника. Часто ли возникает подобная ситуация? Опросы сельских и городских подростков по поводу их классов выявляют вроде бы успокаивающие цифры: деструктивных классов, по мнению самих ребят, не так уж и много – от 7 до 10%, но согласимся, что это и немало. Один класс из каждых десяти воспринимается как досадная помеха, отравляющая и без того непростую жизнь подростка. Чаще всего это происходит не случайно, а вследствие безграмотной педагогической деятельности, например – частой смены классных руководителей, демонстрации учителями равнодушно-попустительского стиля. Но что выросло, то выросло. Главное правило классного руководителя, взявшего «трудный» класс, – не опускать руки и не становиться в один ряд со своими предшественниками, махнувшими на этот класс рукой. В этом могут помочь следующие самые общие советы:
Если вам удастся в той или иной степени следовать этим советам на первом этапе взаимодействия с деструктивным классом, то наверняка через какое-то время он перейдет в иное качество – некоторые из возможных вариантов и описаны далее. Образовательный классСамо название говорит о том, что единственная более или менее успешно осуществляемая им функция – образовательная. Все остальные осуществляются или негативно, или нейтрально. Образовательные негативные классы отличаются от деструктивных только тем, что ребята имеют возможность более или менее спокойно обучаться в них – класс по крайней мере не мешает им в этом. Социометрическая структура такого класса, т.е. распределение статусов ребят в системе групповых отношений, напрямую зависит от их успешности в учебе. Однако эта зависимость может выражаться по-разному: от заслуженного авторитета и референтности успевающих одноклассников до скрытой зависти к ним и болезненной конкурентности. Образовательные нейтральные классы более благоприятны для социализации школьника уже потому, что процесс обучения в них не сопровождается негативными взаимоотношениями. В таком классе учебная деятельность объединяет ребят на основе общей ценности «Знания». Все остальные функции класса зависят от установок и умений учителей сделать урок не только обучающим, но и воспитывающим. А так как такие установки и умения присущи далеко не всем учителям, то коммуникативная, защитная, эмотивная и другие функции реализуются в классе чаще всего стихийно и недостаточно. Если вы являетесь руководителем такого класса:
Корпоративный классТакие классы отличаются явным преобладанием функции автономизации – или от взрослых, или от других общностей (параллельных классов, школы в целом и т.п.). В первом случае одноклассников объединяет противостояние учителям, что бывает вызвано их авторитарно-агрессивным стилем. Затяжной конфликт педагогов и класса приводит к неадекватным формам группового обособления от враждебного мира взрослых, особенно если эту враждебность олицетворяет сам классный руководитель. Тогда защитная функция класса реализуется в виде взаимоподдержки подростков в совместной борьбе за справедливость, в отстаивании собственного достоинства и права на самостоятельность. Приобретаемый при этом ребятами опыт обособления весьма противоречив: с одной стороны, формируется их сплоченность, независимость, умение постоять за себя, а с другой – явный нонконформизм, негативная установка на взрослых. Столь же противоречиво реализуются и другие социализирующие функции класса, подпитываемые постоянным противостоянием с учителями. Особенно при этом страдает, конечно, образовательная функция: всем нам известно, что отношение ученика к школьному предмету во многом зависит от его отношения к учителю… Почти в каждой школе найдется такой класс-«изгой», зачисляемый педагогами в разряд деструктивных, но отличающийся внутренним единением. Однако это достоинство не помогает, а нередко усугубляет незавидное положение «трудного» класса. Недоверчивость, подозрительность и агрессивность становятся не только устойчивыми групповыми качествами, но и личностными чертами каждого подростка – причем не только в стенах школы, но и за ее пределами, по отношению ко всем взрослым. Возможен и другой вид корпоративности, основанный на культивировании функции обособления класса от общества сверстников, что, в свою очередь, предполагает два возможных варианта. Первый является продолжением предыдущего типа класса-корпорации: «Мы самые плохие» – это убеждение противопоставляет ребят не только учителям, но и сверстникам. Печальным примером тому могут служить коррекционные классы, призванные корректировать педагогическую запущенность (это значит «запущенный педагогами»!), довольно часто на практике они решают совершенно иную задачу: изолировать ребят, которым не повезло в жизни, – чтобы не мешали. Причем не только и не столько сверстникам, сколько учителям. Кого нередко отправляют руководить таким классом? Правильно, педагога, не справляющегося с обычным классом – в наказание за нерадивость. Логика по меньшей мере странная: если горе-наставник не умеет (или не хочет) работать с «нормальными» детьми, то каким же образом он сможет помочь тем, кто нуждается в особой любви и заботе? К счастью для некоторых таких ребят, руководители их школ понимают, что с ними должны работать лучшие педагоги – и с точки зрения мастерства, и с точки зрения гуманизма. Второй вариант, напротив, присущ успешным классам; основой группового обособления является обратное убеждение: «Мы самые хорошие!» Оно может сформироваться и в специализированном, профильном классе (ученики математического класса считают себя самыми умными, хореографического – самыми красивыми и т.п.), и в самом рядовом. Впрочем, рядовым такой класс считать никак нельзя, т.к. везде и всюду он стремится занять призовые (желательно первые) места. Похвальное стремление? «Безусловно!» – ответят многие классные руководители и будут, мягко выражаясь, не совсем правы. На самом деле есть одно немаловажное условие, одна весьма вероятная и распространенная в практике опасность гипертрофированного чувства превосходства над другими, желания быть первыми любой ценой. Каждая неудача в таком классе вызывает обострение не только внешних, но и внутренних отношений: в сообществе одноклассников встает коварный вопрос «кто виноват?» вместо конструктивного «что делать?». В результате все социализирующие функции класса выполняются весьма противоречиво, особенно ценностно-нормативная функция. Групповые ценности и нормы класса-корпорации, с одной стороны, повышают его сплоченность, но с другой – ей же и мешают: отсутствие гибкости и толерантности по отношению к иным ценностям и нормам одноклассника не только тормозит становление его «самости», но и мешает развитию класса как коллектива. Таким образом, класс-корпорация основан на принципе «Против кого дружим?», который рано или поздно начинает искажать все его социализирующие функции. Наверняка читатель согласится, что рассмотренные варианты корпоративности возникают во многом «благодаря» деятельности учителей, и в первую очередь классного руководителя. Что же нужно учесть, чтобы «не наступить на те же грабли»? Вероятно, самое главное и самое трудновыполнимое правило – это найти золотую середину между поддержкой класса в трудных ситуациях, в его стремлении быть лучше, и культивированием его исключительности:
Звездный класс«Команда звезд не есть еще “команда-звезда”» – это замечание Л.И.Уманского в полной мере соответствует данному типу классов, который встречается не так часто, но вызывает немало затруднений у работающих с ним учителей. «Звездным» может быть и специализированный, и обыкновенный смешанный класс. Иначе его можно было бы назвать «классом индивидуалистов», так как социализация в нем представлена преимущественно в виде своей второй составляющей – обособления. Такая ситуация складывается из-за особого состава класса, возникшего целенаправленно или случайно: каждый подросток считает себя или действительно является яркой «звездой». Но при этом каждая «звезда» движется по своей орбите, не пересекаясь с другими или пересекаясь только для удовлетворения собственных интересов. В отсутствие общего поля притяжения отсутствует и «созвездие». Такой класс выполняет стимулирующую функцию по отношению к личности, но довольно своеобразно: «звезда» стремится стать самой яркой, стараясь затмить другие «звезды». Заметим, что «звезда» – это не обязательно отличник или одаренный в чем-то подросток: «звездная болезнь» может проявляться и в сфере физической силы или внешней привлекательности, и – что особенно печально – в сфере социального положения и материального благополучия. В отличие от «элитарных» классов-корпораций, которым свойственно коллективное обособление, «звездный» класс формирует у подростка только опыт индивидуального обособления и не учит его конструктивному приспособлению. Справедливости ради надо сказать, что опыт социальной адаптации такие ребята нередко (но не всегда!) приобретают за стенами класса в дружеских компаниях, творческих объединениях и других сообществах «равных» им сверстников или «ближайших взрослых». Однако некоторые «звезды» так и не реализуют свою природную потребность в конструктивном общении, становясь нонконформистами или уходя в виртуальный интерактивный мир, благо возможности для этого в эпоху интернета неуклонно возрастают. Что посоветовать вам, уважаемый коллега, если вы имеете дело со «звездным» классом?
Класс-иерархияЛюбой школьный класс иерархичен по своей природе: как только дети собираются в группу – пусть даже и вдвоем, втроем, так тут же и немедленно возникают ступеньки, на которых они располагаются относительно друг друга: по старшинству ли, по знанию чего-то, по какому-либо другому основанию – не важно, но не важно только для нас, взрослых, – это очередная незыблемая закономерность детства и отрочества, о которой и идет речь в данном случае. Каждый школьный класс, являясь одновременно и формальной, и неформальной группой, имеет иерархичную, т.е. соподчиненную структуру, причем таких структур может быть великое множество: один и тот же подросток может находиться на нижней ступеньке «учебной лестницы» (которая, в свою очередь, имеет несколько самостоятельных ответвлений в соответствии с различными учебными предметами), но одновременно смотреть на одноклассников сверху с «лестницы» физической привлекательности и т.п. Однако в основе иерархии рассматриваемого типа класса лежат не лидерские качества, не успехи в учебе, не официальные «должностные обязанности» и не социометрические статусы, зависящие от симпатий и антипатий одноклассников: про эти иерархии немало написано и педагогами, и психологами. К выделенному нами типу мы отнесем классы, в которых доминирует иерархия, основанная на социально-экономическом неравенстве одноклассников. Если еще в недавнем прошлом такая ситуация была скорее исключением, то теперь приходится констатировать все большее ее распространение, особенно в городских школах. Внешнее проявление такой иерархии наиболее заметно в школах со свободной формой одежды – вот уж воистину несчастье для одних школьников и их семей и великая радость для других, имеющих теперь богатые возможности для демонстрации своего достатка, особенно при отсутствии других достоинств! Заметим с грустью, что школа вносит свою лепту в появление и закрепление подобных иерархий и в других ситуациях, например, при сборах материальных средств с родителей на нужды школы – подчеркнем, что мы лишь констатируем факты, ни в коем случае не обвиняя школу, чаще всего вынужденную идти на такие шаги. Но конкретному подростку, живущему с бабушкой-пенсионеркой или родителями-инженерами, от этого не легче… Что же делать классному руководителю, столкнувшемуся с такой иерархией в классе?
|