Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вероника Ясницкая

Как сделать класс классным

Фрагменты из книги. Публикация первая. Определяем воспитательный потенциал

Воспитание – самая востребованная тема в профессиональных педагогических разговорах. На семинарах, педсоветах, на курсах повышения квалификации учителя пытаются приблизиться к пониманию этого непостижимого процесса. С книжных полок книги по воспитанию исчезают в первую очередь.
Сейчас издательство «Просвещение» готовит к печати книгу «Как сделать класс классным», адресованную главным образом школьным воспитателям. С фрагментами этого, как говорят издатели, будущего воспитательного бестселлера мы познакомим вас в нескольких ближайших номерах. Автор книги – Вероника Романовна Ясницкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета. Цель книги она определяет так: «Научить своих воспитанников радоваться и научиться получать радость от взаимодействия с ними – одна из главных задач педагога. Ибо уныние – плохой помощник в любом деле, а в воспитании – особенно».
Первая проблема, с которой сталкивается классный руководитель, в первый (или далеко не в первый) раз взявший новый класс: что собой представляет это детское сообщество? Какой воспитательный потенциал содержит, какие возможности для развития дает каждому ребенку? Мы начинаем публикацию с типологии классов по их социализирующей функции.

Деструктивный класс

Еще до прихода в такой класс вы уже наверняка получили о нем самые безрадостные сведения, которые могут быть сформулированы теоретическим языком всего одной фразой: все социализирующие функции он реализует негативно. Референтность (значимость) класса для ребят крайне низка, так как с ним связаны в основном отрицательные эмоции: и деловое, и неформальное общение здесь имеет преимущественно напряженный, конфликтный характер.

Такой класс играет роль не «ниши», а очередной «стихии» в жизни подростка. В нем нет общих ценностей, устремлений и переживаний, а задаваемые нормы поведения далеки от гуманных. Зачастую здесь слабо реализуется и образовательная функция: все силы и помыслы одноклассников уходят не на учебу, а на выяснение отношений и борьбу за сферы влияния. Нередко предметом этой борьбы становится и классный руководитель: неформальные лидеры класса или пытаются сделать его своим главным союзником, или, напротив, видят в нем главного соперника в своем влиянии на класс.

Общее чувство «Мы» отсутствует, но отдельные микрогруппы могут не только обособляться, а и вступать в открытую конфронтацию. В таких классах часто возникает культ силы, вследствие чего обособление подростка выглядит или как «уход» (выстраивание коммуникативного барьера между «Я» и «Другими»), или как затяжной конфликт «Я» и «Других». Короче говоря, вы имеете дело с «трудным» классом. Мы назвали его деструктивным, он мешает успешной социализации школьника.

Часто ли возникает подобная ситуация? Опросы сельских и городских подростков по поводу их классов выявляют вроде бы успокаивающие цифры: деструктивных классов, по мнению самих ребят, не так уж и много – от 7 до 10%, но согласимся, что это и немало. Один класс из каждых десяти воспринимается как досадная помеха, отравляющая и без того непростую жизнь подростка. Чаще всего это происходит не случайно, а вследствие безграмотной педагогической деятельности, например – частой смены классных руководителей, демонстрации учителями равнодушно-попустительского стиля.

Но что выросло, то выросло. Главное правило классного руководителя, взявшего «трудный» класс, – не опускать руки и не становиться в один ряд со своими предшественниками, махнувшими на этот класс рукой. В этом могут помочь следующие самые общие советы:

  • Не становитесь сразу же в позицию прокурора (не только внешне, но и внутренне): ребята не виноваты в сложившейся ситуации, и многие из них страдают от нее не меньше взрослых.
  • Считайте, что вам повезло – это не ирония и не бравада: работая с таким классом, вы максимально реализуете весь свой личностный и профессиональный потенциал; благополучный класс трудно чем-то удивить, а в данном случае вы будете расти вместе с ребятами, радуясь большим и маленьким победам.
  • Постарайтесь показать классу, что вам небезразличны его проблемы, что вы не посторонний ребятам человек: это отправная точка вашего будущего диалога.
  • Не поддавайтесь на провокации негативных лидеров, но и не обостряйте с ними отношения, делая их «героями» в глазах одноклассников; постарайтесь постепенно направлять их лидерскую энергию в конструктивное русло – в каждом из них наверняка найдутся нормальные человеческие качества.
  • С помощью совместного обсуждения сложившейся ситуации и анализа закрытого анкетирования обострите в классе осознание того, что «так жить нельзя»: только общая потребность изменить жизнь класса может стать движущей силой позитивных изменений.
  • Для этого можно создать «ситуацию соотнесения», пригласив в класс своих бывших учеников (если они уже есть) или своих одноклассников (если вы достаточно молоды) – любых «ближайших взрослых», интересных подросткам и учившихся в сплоченных, дружных классах: беседа с ними должна, конечно, проходить не в форме назидания, а в форме ненавязчивого показа других отношений в классе.
  • Как бы ни было трудно, постарайтесь создать и зафиксировать хотя бы малейшую ситуацию успеха для класса: ребята должны закрепиться в уверенности, что «у нас все получится!».
  • Главным условием такого закрепления должна быть ваша собственная вера в воспитанников, умение быть оптимистом в любой ситуации: «Не надо думать, что наши дети ангелы; они – люди, а следовательно, могут быть и подлецами, и жадинами, и тиранами… Но нельзя мифологизировать испорченность ребенка» – эти слова Януша Корчака как нельзя больше подходят именно к подросткам и к нашему восприятию их сообществ.

Если вам удастся в той или иной степени следовать этим советам на первом этапе взаимодействия с деструктивным классом, то наверняка через какое-то время он перейдет в иное качество – некоторые из возможных вариантов и описаны далее.

Образовательный класс

Само название говорит о том, что единственная более или менее успешно осуществляемая им функция – образовательная. Все остальные осуществляются или негативно, или нейтрально.

Образовательные негативные классы отличаются от деструктивных только тем, что ребята имеют возможность более или менее спокойно обучаться в них – класс по крайней мере не мешает им в этом. Социометрическая структура такого класса, т.е. распределение статусов ребят в системе групповых отношений, напрямую зависит от их успешности в учебе. Однако эта зависимость может выражаться по-разному: от заслуженного авторитета и референтности успевающих одноклассников до скрытой зависти к ним и болезненной конкурентности.

Образовательные нейтральные классы более благоприятны для социализации школьника уже потому, что процесс обучения в них не сопровождается негативными взаимоотношениями. В таком классе учебная деятельность объединяет ребят на основе общей ценности «Знания». Все остальные функции класса зависят от установок и умений учителей сделать урок не только обучающим, но и воспитывающим. А так как такие установки и умения присущи далеко не всем учителям, то коммуникативная, защитная, эмотивная и другие функции реализуются в классе чаще всего стихийно и недостаточно.

Если вы являетесь руководителем такого класса:

  • Не считайте, что одной учебы достаточно для успешного развития воспитанника и класса в целом: «сильные» по успеваемости классы нередко становятся ареной сложных межличностных отношений и скрытых проблем, решение которых требует мудрого содействия педагога.
  • Цените явные достоинства своего класса: ответственное, серьезное отношение к знаниям достойно уважения и всяческой поддержки; старайтесь постоянно укреплять ценность «Знания» в культуре класса.
  • Используйте познавательные интересы ребят в организации внеурочной воспитательной работы: неформальное просвещение может не только развивать субъектную позицию ваших воспитанников в процессе дискуссий, «форумов», конференций и пр., но и обогащать их коммуникативный опыт, гуманизировать отношения в классе.
  • Постепенно дополняйте традиции класса и другими видами деятельности.
  • Для развития успешного диалога с образовательным классом вам необходимо демонстрировать не только искреннюю увлеченность своим предметом (будь то математика или физкультура), но и общую эрудированность и начитанность.
  • Не бойтесь своих умных воспитанников: помните, что вам с ними очень повезло – с умными людьми общаться не только интересно, но и полезно!

Корпоративный класс

Такие классы отличаются явным преобладанием функции автономизации – или от взрослых, или от других общностей (параллельных классов, школы в целом и т.п.).

В первом случае одноклассников объединяет противостояние учителям, что бывает вызвано их авторитарно-агрессивным стилем. Затяжной конфликт педагогов и класса приводит к неадекватным формам группового обособления от враждебного мира взрослых, особенно если эту враждебность олицетворяет сам классный руководитель. Тогда защитная функция класса реализуется в виде взаимоподдержки подростков в совместной борьбе за справедливость, в отстаивании собственного достоинства и права на самостоятельность. Приобретаемый при этом ребятами опыт обособления весьма противоречив: с одной стороны, формируется их сплоченность, независимость, умение постоять за себя, а с другой – явный нонконформизм, негативная установка на взрослых. Столь же противоречиво реализуются и другие социализирующие функции класса, подпитываемые постоянным противостоянием с учителями. Особенно при этом страдает, конечно, образовательная функция: всем нам известно, что отношение ученика к школьному предмету во многом зависит от его отношения к учителю…

Почти в каждой школе найдется такой класс-«изгой», зачисляемый педагогами в разряд деструктивных, но отличающийся внутренним единением. Однако это достоинство не помогает, а нередко усугубляет незавидное положение «трудного» класса. Недоверчивость, подозрительность и агрессивность становятся не только устойчивыми групповыми качествами, но и личностными чертами каждого подростка – причем не только в стенах школы, но и за ее пределами, по отношению ко всем взрослым.

Возможен и другой вид корпоративности, основанный на культивировании функции обособления класса от общества сверстников, что, в свою очередь, предполагает два возможных варианта.

Первый является продолжением предыдущего типа класса-корпорации: «Мы самые плохие» – это убеждение противопоставляет ребят не только учителям, но и сверстникам. Печальным примером тому могут служить коррекционные классы, призванные корректировать педагогическую запущенность (это значит «запущенный педагогами»!), довольно часто на практике они решают совершенно иную задачу: изолировать ребят, которым не повезло в жизни, – чтобы не мешали. Причем не только и не столько сверстникам, сколько учителям. Кого нередко отправляют руководить таким классом? Правильно, педагога, не справляющегося с обычным классом – в наказание за нерадивость. Логика по меньшей мере странная: если горе-наставник не умеет (или не хочет) работать с «нормальными» детьми, то каким же образом он сможет помочь тем, кто нуждается в особой любви и заботе? К счастью для некоторых таких ребят, руководители их школ понимают, что с ними должны работать лучшие педагоги – и с точки зрения мастерства, и с точки зрения гуманизма.

Второй вариант, напротив, присущ успешным классам; основой группового обособления является обратное убеждение: «Мы самые хорошие!» Оно может сформироваться и в специализированном, профильном классе (ученики математического класса считают себя самыми умными, хореографического – самыми красивыми и т.п.), и в самом рядовом. Впрочем, рядовым такой класс считать никак нельзя, т.к. везде и всюду он стремится занять призовые (желательно первые) места. Похвальное стремление? «Безусловно!» – ответят многие классные руководители и будут, мягко выражаясь, не совсем правы. На самом деле есть одно немаловажное условие, одна весьма вероятная и распространенная в практике опасность гипертрофированного чувства превосходства над другими, желания быть первыми любой ценой. Каждая неудача в таком классе вызывает обострение не только внешних, но и внутренних отношений: в сообществе одноклассников встает коварный вопрос «кто виноват?» вместо конструктивного «что делать?».

В результате все социализирующие функции класса выполняются весьма противоречиво, особенно ценностно-нормативная функция. Групповые ценности и нормы класса-корпорации, с одной стороны, повышают его сплоченность, но с другой – ей же и мешают: отсутствие гибкости и толерантности по отношению к иным ценностям и нормам одноклассника не только тормозит становление его «самости», но и мешает развитию класса как коллектива.

Таким образом, класс-корпорация основан на принципе «Против кого дружим?», который рано или поздно начинает искажать все его социализирующие функции.

Наверняка читатель согласится, что рассмотренные варианты корпоративности возникают во многом «благодаря» деятельности учителей, и в первую очередь классного руководителя. Что же нужно учесть, чтобы «не наступить на те же грабли»?

Вероятно, самое главное и самое трудновыполнимое правило – это найти золотую середину между поддержкой класса в трудных ситуациях, в его стремлении быть лучше, и культивированием его исключительности:

  • Не становитесь безоговорочно на сторону коллег-учителей, конфликтующих с вашим классом, – довольно часто конфликт провоцируется и подкрепляется ими самими; профессиональная корпоративность не должна подменять разумного анализа ситуации и оптимистической веры в своих воспитанников: они должны знать, что есть хотя бы один педагог, который справедлив и доброжелателен к ним.
  • Не бросайтесь столь же безоговорочно на защиту своих питомцев, не разобравшись, в чем дело («Мои этого сделать не могли!»): признайтесь, что в этом случае вы защищаете скорее не их, а себя!
  • Работая с классом, «отверженным» в учительской среде, постарайтесь стать мостиком между противоборствующими сторонами – покажите им позитивные стороны друг друга, поддержите их взаимопринятие и взаимопонимание (хотя именно с некоторыми коллегами сделать это будет труднее всего).
  • Никогда не произносите риторической фразы «худшего класса у меня еще не было»: тем самым вы внушаете себе апатию и уныние, коллегам – неприятие ваших ребят, а самим подросткам – недоверие и неприязнь к классному руководителю и, что еще хуже, неуважение к самим себе.
  • Не делайте понятие «честь класса» тем кнутом и пряником, с помощью которого легко манипулировать воспитанниками и направлять их на достижение ваших честолюбивых устремлений: желая видеть свой класс первым всегда и во всем, вы, вероятнее всего, хотите подкрепить не столько его, сколько свою исключительность.
  • Если вы пришли в класс, уже сформированный как элитарная корпорация, старайтесь развивать его интергрупповые (внешние) отношения с другими, не менее интересными людьми и группами.
  • В любом случае цените явное достоинство класса-корпорации – его сплоченность, стараясь вместе с ребятами направить это качество в конструктивное русло.

Звездный класс

«Команда звезд не есть еще “команда-звезда”» – это замечание Л.И.Уманского в полной мере соответствует данному типу классов, который встречается не так часто, но вызывает немало затруднений у работающих с ним учителей.

«Звездным» может быть и специализированный, и обыкновенный смешанный класс. Иначе его можно было бы назвать «классом индивидуалистов», так как социализация в нем представлена преимущественно в виде своей второй составляющей – обособления. Такая ситуация складывается из-за особого состава класса, возникшего целенаправленно или случайно: каждый подросток считает себя или действительно является яркой «звездой». Но при этом каждая «звезда» движется по своей орбите, не пересекаясь с другими или пересекаясь только для удовлетворения собственных интересов. В отсутствие общего поля притяжения отсутствует и «созвездие».

Такой класс выполняет стимулирующую функцию по отношению к личности, но довольно своеобразно: «звезда» стремится стать самой яркой, стараясь затмить другие «звезды».

Заметим, что «звезда» – это не обязательно отличник или одаренный в чем-то подросток: «звездная болезнь» может проявляться и в сфере физической силы или внешней привлекательности, и – что особенно печально – в сфере социального положения и материального благополучия. В отличие от «элитарных» классов-корпораций, которым свойственно коллективное обособление, «звездный» класс формирует у подростка только опыт индивидуального обособления и не учит его конструктивному приспособлению. Справедливости ради надо сказать, что опыт социальной адаптации такие ребята нередко (но не всегда!) приобретают за стенами класса в дружеских компаниях, творческих объединениях и других сообществах «равных» им сверстников или «ближайших взрослых». Однако некоторые «звезды» так и не реализуют свою природную потребность в конструктивном общении, становясь нонконформистами или уходя в виртуальный интерактивный мир, благо возможности для этого в эпоху интернета неуклонно возрастают.

Что посоветовать вам, уважаемый коллега, если вы имеете дело со «звездным» классом?

  • Во-первых, следуйте известной восточной мудрости: «Торопитесь восхищаться человеком, ибо упустите великую радость!» – ваши воспитанники действительно достойны восхищения (назовем эту мудрость «законом восхищения», справедливым не только для «звезд»).
  • Вместе с тем помните, что одним восхищением «звездную болезнь» не излечить, а если она пустит корни, то нынешней «звезде» придется столкнуться с немалыми трудностями в будущем.
  • Не вторгайтесь бесцеремонно в личное пространство подростка-«звезды»: доверительный конструктивный диалог с ним возможен только в том случае, если вы ему интересны и полезны с точки зрения совместного решения осознаваемых им проблем.
  • Вряд ли вам удастся решить данную проблему в одиночку или даже при содействии своих коллег: без усиления адаптирующих функций класса здесь не обойтись.
  • Сохраняя независимость и самоуважение своих воспитанников, постарайтесь вместе с ними «вытащить на поверхность» – выявить, озвучить – спрятанную их потребность в общении с одноклассниками: ведь даже при наличии у них других референтных групп, реальных или виртуальных, значительная часть их жизни проходит именно в классе!
  • Не навязывая своего мнения и не оказывая внешнего давления, старайтесь создавать в классе ситуации «непринужденного понуждения» – к совместному творчеству, общей заботе о чем-то или о ком-то: любое даже кратковременное общее переживание, настроение, мнение может изменить ситуацию в классе и усилить его коммуникативную и эмотивную функции.

Класс-иерархия

Любой школьный класс иерархичен по своей природе: как только дети собираются в группу – пусть даже и вдвоем, втроем, так тут же и немедленно возникают ступеньки, на которых они располагаются относительно друг друга: по старшинству ли, по знанию чего-то, по какому-либо другому основанию – не важно, но не важно только для нас, взрослых, – это очередная незыблемая закономерность детства и отрочества, о которой и идет речь в данном случае.

Каждый школьный класс, являясь одновременно и формальной, и неформальной группой, имеет иерархичную, т.е. соподчиненную структуру, причем таких структур может быть великое множество: один и тот же подросток может находиться на нижней ступеньке «учебной лестницы» (которая, в свою очередь, имеет несколько самостоятельных ответвлений в соответствии с различными учебными предметами), но одновременно смотреть на одноклассников сверху с «лестницы» физической привлекательности и т.п.

Однако в основе иерархии рассматриваемого типа класса лежат не лидерские качества, не успехи в учебе, не официальные «должностные обязанности» и не социометрические статусы, зависящие от симпатий и антипатий одноклассников: про эти иерархии немало написано и педагогами, и психологами. К выделенному нами типу мы отнесем классы, в которых доминирует иерархия, основанная на социально-экономическом неравенстве одноклассников. Если еще в недавнем прошлом такая ситуация была скорее исключением, то теперь приходится констатировать все большее ее распространение, особенно в городских школах.

Внешнее проявление такой иерархии наиболее заметно в школах со свободной формой одежды – вот уж воистину несчастье для одних школьников и их семей и великая радость для других, имеющих теперь богатые возможности для демонстрации своего достатка, особенно при отсутствии других достоинств! Заметим с грустью, что школа вносит свою лепту в появление и закрепление подобных иерархий и в других ситуациях, например, при сборах материальных средств с родителей на нужды школы – подчеркнем, что мы лишь констатируем факты, ни в коем случае не обвиняя школу, чаще всего вынужденную идти на такие шаги. Но конкретному подростку, живущему с бабушкой-пенсионеркой или родителями-инженерами, от этого не легче…

Что же делать классному руководителю, столкнувшемуся с такой иерархией в классе?

  • Ни в коем случае не стоит включать себя в эту «ярмарку тщеславия». Постоянная демонстрация учителем своего низкого материального уровня («Мне за это деньги не платят», «Я, в отличие от ваших родителей, живу на зарплату» и т.п. сентенции) или, что гораздо реже, своего материального достатка приводят к еще большему «имущественному» противостоянию в классе; жалость, зависть или высокомерная снисходительность по отношению к педагогу – плохие помощники в воспитании.
  • Даже косвенными намеками не упрекайте своих воспитанников в богатстве или бедности – дети не выбирают родителей, а ваши упреки совершенно справедливо отнесут на счет своих семей; вообще затрагивание этой темы не только разрушит подходы к безопасному диалогу, но и оценится как ваша величайшая бестактность.
  • Не воспринимайте имущественную иерархию в классе как трагедию: социальное расслоение класса отражает печальную, но объективную реальность социального расслоения общества, и в обозримом будущем вряд ли все состоятельные семьи смогут отправлять своих чад в престижные школы и классы – в большинстве обычных классов останутся и богатые, и бедные школьники.
  • Принять ситуацию – не значит смириться с нею; главное правило руководителя иерархичного класса – сохраняя собственное достоинство, развивать подобное чувство у каждого подростка и вместе с тем научить его уважать это чувство у другого.
  • Единственный путь к этой цели – это обогащение и усиление такой культуры класса, которая основана на иных ценностях, нежели материальные.

Рейтинг@Mail.ru