Вторая тетрадь. Школьное дело |
Лариса Травина
...А речь шла о профнепригодностиКак профессиональный взгляд может перевернуть представление об учебной ситуации Дело было почти сразу после окончания университета. Директор школы, смущаясь, попросила разобраться с проблемами молодой учительницы. У этой учительницы сложности в отношениях с детьми: они ее травят. Первоклашки! Учительница на педпрактике, речь идет о профнепригодности. Это будет удар для семьи, потому что она из потомственной семьи педагогов. Иду знакомиться. Милая разумная девушка. Ну напуганная немножко. Разговариваю с коллегами: ничего плохого не говорят. Иду на урок. Урока в обычном понимании слова нет. Есть отличный съемочный материал к выпуску «Ералаша» про какой-нибудь праздник непослушания. Дети сначала поднимают руку и пытаются отвечать, а потом вдруг начинают блеять, кукарекать, кататься в проходе на спине, прыгать на одной ножке. До тех пор, пока учительница в слезах не убегает из класса. Дети стихают и сидят грустные. Я, пользуясь случаем, начинаю с ними общаться. Говорят, что учительницу любят: «Она хорошая!» И тут мне вдруг открывается, что эти дети учительницу не хотят обидеть. Ну – точно! Представляю картину приостановленного бедлама. Ни одного испуганного лица. Ведь когда в классе есть один или несколько хулиганов, «хорошие дети» тревожно относятся к «плохому» поведению. А тут даже типичные отличницы с первой парты мяукают. Веселятся от души. Во все глаза таращатся на учительницу и ловят ее реакцию. Ни одной проказы исподтишка. Когда дети присоединяются к чужому «плохому» поведению, часть из них хулиганят, как бы стесняясь того, что делают. Всегда есть «штрейкбрехеры», которые выступают на стороне учительницы. А тут ведь ничего подобного нет. Каждый пытается переплюнуть «зачинщиков», но это напоминает творческий конкурс «придумай проказу». Все участвуют. Равнодушных нет. Негодующие вопли учительницы ребята воспринимают как поощрение, опасности от нее никакой не чувствуют. Ее призывы к порядку только еще больше раззадоривают аудиторию. То есть ее не игнорируют. Она – соучастник процесса. Ага! Эти сорванцы просто нашли способ привлекать ее внимание. Она делала ошибку, довольно распространенную среди учителей: мало хвалила за правильный ответ и хорошее поведение, а эмоционально реагировала на плохое поведение, чем и подкрепляла его. Лично и по имени она обращалась только к хулиганящим. Дети смекнули это и стали добиваться внимания таким образом, так что неадекватное поведение становилось все эксцентричнее и эксцентричнее. Похоже, они просто влюблены в нее, раз так отчаянно хотят добиться ее внимания! Никакая это не профнепригодность, а очень даже наоборот. Харизма, если угодно. За день я научила учительницу не обращать внимания на плохое поведение и реагировать только на хорошие развернутые ответы и поднятые руки. Девушка оказалась не только милой, но и сообразительной. К моему изумлению, когда я зашла в класс через 4–5 дней, ситуация в классе была идиллическая. А на меня пролился первый дождь славы и благодарности...
|