Вторая тетрадь. Школьное дело |
Витковский Анатолий
Педагог – психологу, психолог – педагогуКогда запросы друг к другу становятся едиными задачами
Недавно в ряде российских школ была апробирована технология согласования взаимных ожиданий учителей и психологов. Ее разработала кандидат психологических наук Марина Битянова. В школах была проведена деловая игра на прояснение взаимных ожиданий и постановку общих задач профессиональной деятельности. Игра проходила в несколько этапов. Сначала психологи и педагоги независимо друг от друга составляли списки запросов: педагоги к психологам, психологи к педагогам. На втором этапе группы знакомили друг друга с содержанием своих списков. Одновременно участники игры заполняли три листа ватмана. Первый лист был озаглавлен «Взаимные ожидания». На него выписывались «зеркальные» запросы. Так, скажем, в обоих списках был пункт «Выявление индивидуальных особенностей каждого ученика». Второй лист назывался «Педагог – психологу». На нем фиксировались запросы, адресованные педагогами психологам и не нашедшие своего отражения в списке последних. Скажем, среди прочих был такой запрос, как «Помощь педагогам в преодолении стрессовых состояний». Третий лист был озаглавлен «Психолог – педагогу», и на нем соответственно фиксировались не поддержанные педагогами просьбы, инициативы, ожидания психологов, например: «Проведение совместной педагогической рефлексии по итогам психологических игр, проводимых в классе». Затем участники совместно решали, что им делать с теми запросами, которые не нашли поддержки у другой стороны. Ряд запросов был снят (участники пришли к выводу, что они адресованы не тем специалистам). С некоторыми противоположная сторона согласилась («Да, это действительно должно входить в нашу работу»), и они были внесены в общий список «зеркальных» запросов. По некоторым пунктам была серьезная полемика, но так или иначе все «односторонние» запросы были изучены и проговорены. Остались «зеркальные» запросы. С «зеркальными» запросами участники работали на завершающей стадии деловой игры. Эти запросы были превращены в общие задачи работы. Например, общий запрос «Помощь в работе с трудными детьми» стал задачей под названием «Сотрудничество в решении проблем обучения, общения и поведения отдельных учащихся». В результате получился список из полутора десятков пунктов. По сути, этот список стал основой программы сотрудничества педагогов-наставников и психологов. На этом сама деловая игра закончилась, но у нее было очень важное продолжение. На основе общих задач родились конкретные планы совместной работы педагога и психолога, курирующего данный класс. По общему мнению, такой план – очень эффективный и реально работающий документ. Конечно, если психолог в школе один, может показаться, что проводить эту игру нет смысла. Это только на первый взгляд. Благодаря обнаружению общих задач психолог сможет найти место своей работы в каждом классе. Безусловно, психолог не сможет выстроить свою работу в каждом классе системно, но сможет подключаться к работе именно тогда и в те моменты, когда он действительно нужен. Возможно, в этом случае не стоит проводить общий сбор всех классных руководителей, а собираться по параллелям.
|