Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Витковский Анатолий

Педагог – психологу, психолог – педагогу

Когда запросы друг к другу становятся едиными задачами

Когда говорят о взаимодействии психолога и учителя, как правило, анализируют причины всевозможных трений и конфликтов. Обычно делается вывод о принципиальном различии задач, профессиональных установок... К сожалению, гораздо меньше думают о том, как наладить продуктивное взаимодействие. Между тем существуют методики, которые могут в этом помочь.

Недавно в ряде российских школ была апробирована технология согласования взаимных ожиданий учителей и психологов. Ее разработала кандидат психологических наук Марина Битянова.

В школах была проведена деловая игра на прояснение взаимных ожиданий и постановку общих задач профессиональной деятельности.

Игра проходила в несколько этапов. Сначала психологи и педагоги независимо друг от друга составляли списки запросов: педагоги к психологам, психологи к педагогам.

На втором этапе группы знакомили друг друга с содержанием своих списков. Одновременно участники игры заполняли три листа ватмана.

Первый лист был озаглавлен «Взаимные ожидания». На него выписывались «зеркальные» запросы. Так, скажем, в обоих списках был пункт «Выявление индивидуальных особенностей каждого ученика».

Второй лист назывался «Педагог – психологу». На нем фиксировались запросы, адресованные педагогами психологам и не нашедшие своего отражения в списке последних. Скажем, среди прочих был такой запрос, как «Помощь педагогам в преодолении стрессовых состояний».

Третий лист был озаглавлен «Психолог – педагогу», и на нем соответственно фиксировались не поддержанные педагогами просьбы, инициативы, ожидания психологов, например: «Проведение совместной педагогической рефлексии по итогам психологических игр, проводимых в классе».

Затем участники совместно решали, что им делать с теми запросами, которые не нашли поддержки у другой стороны. Ряд запросов был снят (участники пришли к выводу, что они адресованы не тем специалистам). С некоторыми противоположная сторона согласилась («Да, это действительно должно входить в нашу работу»), и они были внесены в общий список «зеркальных» запросов. По некоторым пунктам была серьезная полемика, но так или иначе все «односторонние» запросы были изучены и проговорены. Остались «зеркальные» запросы.

С «зеркальными» запросами участники работали на завершающей стадии деловой игры. Эти запросы были превращены в общие задачи работы. Например, общий запрос «Помощь в работе с трудными детьми» стал задачей под названием «Сотрудничество в решении проблем обучения, общения и поведения отдельных учащихся».

В результате получился список из полутора десятков пунктов. По сути, этот список стал основой программы сотрудничества педагогов-наставников и психологов.

На этом сама деловая игра закончилась, но у нее было очень важное продолжение. На основе общих задач родились конкретные планы совместной работы педагога и психолога, курирующего данный класс. По общему мнению, такой план – очень эффективный и реально работающий документ.

Конечно, если психолог в школе один, может показаться, что проводить эту игру нет смысла. Это только на первый взгляд. Благодаря обнаружению общих задач психолог сможет найти место своей работы в каждом классе. Безусловно, психолог не сможет выстроить свою работу в каждом классе системно, но сможет подключаться к работе именно тогда и в те моменты, когда он действительно нужен. Возможно, в этом случае не стоит проводить общий сбор всех классных руководителей, а собираться по параллелям.

Рейтинг@Mail.ru