Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Печатникова Людмила

Школьное образование: идеальная картина и реальная ситуация

Глазами учеников и учителей

Весной школы подводят промежуточные итоги учебной и воспитательной работы, готовясь к летнему заключительному педсовету. Один из важных вопросов в этот момент – атмосфера, царящая в школе. Насколько комфортно чувствуют себя в ней ученики и учителя, могут ли они реализовать свои замыслы. Опрос, проведенный в нескольких крупных городских школах, показал, что стремления детей и взрослых почти одинаково далеки от воплощения. Именно невозможность осуществить то, что считаешь нужным, становится, по мнению ученых, причиной детской скуки и агрессии, приводит к внутреннему «выгоранию» педагогов. Впрочем, так ли все безнадежно? Может быть, познакомившись с результатами исследования, увидев проблемы своей отдельно взятой школы в контексте общей ситуации, мы попытаемся что-то сделать. Начать с разговора на педсовете, наметить шаги, составить план. И постараться убрать разного рода барьеры, которые мешают самореализации учеников и педагогов. Запуск подобного проекта может коренным образом изменить положение вещей в школе.

ШКОЛА, какой она может быть...

Представление об идеальной школе для большинства учеников связано прежде всего с «хорошей, дружелюбной атмосферой», разнообразной внеурочной деятельностью. В то же время дети ощущают потребность в «хорошей организации». Они предъявляют школе противоречивые требования: ученик хочет быть свободным и опираться на четкие рамки.

«Хорошая атмосфера» важна и для учителей, но педагоги вкладывают в это понятие не столько разнообразные урочные и внеурочные события, сколько налаженный контакт с учениками, с коллегами и с администрацией.

Возможность высказать свое мнение и быть услышанными одинаково высоко ценят и учителя, и ученики (максимальное количество ответов у взрослых и детей).

У идеальной школы, с точки зрения педагогов, есть цель. Школа нужна для социализации детей, ради передачи культурного опыта человечества, развития личности ребенка. А вовсе не ради подготовки к вузу или к профессии.

Ученики не смогли сформулировать цель идеальной школы. Если там «хорошо жить», все остальное не имеет значения.

... и какая она есть

Зато в отношении реальной школы мнения детей и учителей в основном совпадают. Школа, считают ученики, нужна им для успешной карьеры, на втором месте – «чтобы научиться чему-то». Далее с большим отрывом – слова про воспитание. Ни общению, ни саморазвитию не нашлось места в реальной школе.

Существующая школа просто социальная необходимость, утверждают учителя, шанс научиться жить в обществе. Похоже, между мечтой и реальностью нет ничего общего.

Жизнь школы далека от мечтаний, зато, вероятно, отвечает ожиданиям общества, администрации.

УРОК, каким он может быть...

На идеальном уроке нет проблем с дисциплиной, в этом уверены почти все ученики. Они не мечтают о палке и казарме. Просто хотят находиться в безопасном пространстве, в рабочей ситуации. Требование структурированности, законченности и цельности урока у них на втором месте, а на третьем, с большим отрывом, – понятность. То есть возможность участвовать в процессе, а не высиживать положенное время. С этой потребностью в равноправной осмысленной деятельности связаны и все остальные детские характеристики идеального урока: «ученики активно участвуют», «ведут диалог с учителем», «время проходит быстро», «есть ощущение достигнутого результата». Говоря о результате, дети не имеют в виду изучение программы. Им важно сознание, что они работали не зря. Категории «интересный», «легкий» урок занимают в ответах учеников далеко не первые места. В идеале ребята готовы работать, а не развлекаться. Кстати, использование на уроке всевозможных технических средств (телевизор, компьютер) ценится ими еще ниже. Тогда почему проверяющие урок методисты в последнее время уделяют этой проблеме особое внимание?

Активное взаимодействие с учениками, заинтересованное участие детей – так выглядит идеальный урок и для учителя. На втором месте – «урок интересен ученикам» (плохой урок всегда скучный). Почти столько же голосов собрал ответ: «урок понятен ученикам». Требование эффективности, результативности собрало немного голосов. Это у педагогов-то, замученных тестами, показателями качества, программами, стандартами, ЕГЭ! Зато довольно значимый фактор: «учитель получает удовольствие от работы».

Отсутствие проблем с дисциплиной, структурированность урока, столь значимые для учеников, педагоги не ценят. На эти факторы обратили внимание только начинающие преподаватели. Более того, для многих учителей идеальный урок – это урок «не по плану», не по методике.

Насыщенность урока разнообразными видами деятельности дает ученикам ощущение, что время на уроке проходит быстро. Учителя, напротив, предпочитают «сосредоточить» детей на выполнении какой-либо одной задачи.

Учитель уверен, что класс продвинулся вперед, обсуждая подробно большой роман. А ученики, напротив, считают, что они топчутся на одном месте: «Одна и та же книга, все читаем и обсуждаем, отвечаем на вопросы. Сколько можно?»

И все же, сравнивая ответы взрослых и детей, мы видим, как много общего в их представлениях об идеальном уроке (и о школе).

... и какой он есть

Реальность снова никак не связана с идеалом. Ученики знают, что на обычном уроке им больше всего приходится отвечать на вопросы и слушать. Вдвое реже вариант: «ученики пишут под диктовку или самостоятельно». Возможность задать вопрос, углубить свои знания, поработать с документами упоминают лишь незначительное количество детей. Всего 10% ответов: «на уроке можно научиться чему-то».

Учителя видят примерно ту же реальность, только в несколько иной последовательности. Дети много пишут (самый частый ответ у педагогов), затем работают с документами, материалами для наблюдений, отвечают на вопросы. Ученикам важна эмоциональная ситуация на уроке. Для педагогов важнее познавательный аспект.

А как же диалог, активное участие учеников в уроке? Большинство педагогов ссылаются на нежелание школьников включаться в работу и даже на неприспособленность предмета, программы к такому сотрудничеству.

ПЕДАГОГ, каким он может быть...

Он симпатичный, вежливый человек, так считают и дети, и взрослые. И профессионал: знает свой предмет, понятно объясняет. Для детей важно умение учителя «держать класс в руках», иметь влияние на учеников. Идеальный педагог интересен, он дает ученикам возможность высказаться, умеет налаживать с ними отношения, может заставить их полюбить свой предмет благодаря педагогическому мастерству и личным качествам (чувство юмора, приятный голос). Идеальному учителю нравится его работа.

Идеальный учитель, с точки зрения самих учителей, нечто неопределенное. Очевидных предпочтений исследование не выявило. Все же на первом месте – умение налаживать контакт с учениками, затем – умение заставить учеников работать (дети это качество мало ценят), внимание к ребятам. Учителя не придают значения личным характеристикам, в то время как ученики учитывают даже внешние данные.

... и какой он есть

Ученикам важно знать, что они небезразличны для педагога. Но большинство признается, что реальные учителя производят впечатление уставших людей, не интересующихся ничем: ни предметом, ни учениками. Сами педагоги не считают свое отношение к работе чем-то существенным.

УЧЕНИК, каким он может быть...

Искреннее желание учиться – главная примета идеального ученика, с точки зрения детей. Это проявляется и в увлеченности, и в активной работе, и в умении сохранять внимание на уроке, слушать и не нарушать дисциплину («не болтать»). Идеальный ученик непременно серьезен. Именно отсутствие заинтересованности, желания учиться отличает участников опроса от идеала. Многие реальные школьники «делают вид, что им интересно». Не только для учителя, но и ради собственного самоуважения, чтобы не так унизительно было беспокоиться об оценках, подчиняться взрослым.

В представлении детей идеальный ученик не нудный «ботан», он достаточно активен вне школы, не сидит по вечерам над учебниками, хотя чудесным образом остается при этом успешным, заинтересованным, работящим. Идеальный ученик независим, но общителен, умеет поддерживать хорошие отношения со сверстниками и с педагогами. Он настоящий профессионал и, как всякий профессионал, достигает отличных результатов.

Индивидуальные качества ученика не интересуют педагогов. Главное, чтобы активно работал и хотел учиться. Ничего больше от него не требуется ни делать, ни хотеть. Есть еще требования к поведению: будь вежлив, уважителен к людям, помогай одноклассникам – в учебе, естественно. Фигурирует, правда, такое качество, как независимость мышления. Но оно плохо сочетается с беспрекословным выполнением требований учителя. Идеальный ученик должен уметь слушать, но красноречие ему противопоказано (дети вообще молчаливость считают признаком идеального ученика). Говорить в школе может только педагог. Как в суде или в церкви. Остальным положено внимать и запоминать, а также исполнять.

Учителя понимают, что такой идеальный ученик, каким они его себе представляют, не будет лидером в классе. Они также не требуют от него хороших отметок, больших достижений. Единственное качество – послушание, как бы оно ни называлось: он прикладывает усилия, старается, он хочет учиться.

Описывая идеальный класс, учителя мечтают о талантливых, одаренных детях, способных достичь высоких результатов. Для отдельного ученика это не важно.

Надо сказать, что и взрослые, и дети с трудом выделяли качества идеального ученика, многие отказались это сделать, сказав, что «таких не бывает». С образом идеального учителя у школьников проблем не было.

... и какой он есть

В реальности ученик ведет себя по-разному на разных уроках, у разных учителей, это понимают все участники образовательного процесса. Поведение ребенка, степень его заинтересованности в работе зависят от разных факторов. От учителя – так думают большинство учеников. От одноклассников (от степени их заинтересованности или агрессивности по отношению к учебе) – второй по популярности детский ответ. Педагоги связывают изменения в поведении детей на разных уроках с личными склонностями и способностями учеников, со временем суток (на последних уроках труднее работать: дети устали и голодны).

В целом ученикам кажется, что они неплохо справляются со своими обязанностями. Главное отличие от идеала – более равнодушное отношение к учебе и незначительные нарушения дисциплины (болтовня!). «Я все слышу на уроке и все делаю, что нужно, а болтаю попутно. Мне это не мешает»; «Я просто не могу молчать и писать целый час».

Учителя о реальных учениках довольно невысокого мнения: современные дети рассеянны, никого и ничего не уважают, ничем не интересуются, слишком высокого мнения о себе, им кажется, что они и так все знают, спорят с учителями. Размышляя об идеальном уроке, педагоги не обратили внимания на проблемы дисциплины, зато реальные ученики именно в этой области получили наибольшее количество замечаний.

Рейтинг@Mail.ru