Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Печатникова Людмила

Когда финансирование зависит
от результатов тестирования

Неутешительные итоги одного образовательного проекта в США

Несколько лет назад нынешний американский президент Дж. Буш объявил о запуске дорогостоящего национального образовательного проекта «Ни одного ребенка за бортом», целью которого было помочь отстающим детям и существенно повысить уровень образования в стране. В последнем номере журнала «Economist» (февраль–март 2007 года) подведены некоторые итоги, оказавшиеся неутешительными и несопоставимыми с помпезными заявлениями организаторов проекта и масштабом капиталовложений из федерального бюджета. Не может ли американский опыт послужить примером для российской школы, также вступившей на путь модернизации? Пока мы еще в начале пути, уже наполовину пройденного заокеанскими коллегами…

За все годы существования математических тестов (а для Америки это очень долгая история) можно было убедиться, что это вечное жульничество. Тем не менее, запуская программу, организаторы решили, что каждый ученик будет проходить тестирование по математике и языку не только в конце школы, но и каждый год, начиная с 9-летнего и заканчивая 13-летним возрастом. Результаты этого ежегодного тестирования по каждой школе и по каждому штату не просто публиковались, но и становились основанием для штрафных санкций. Школы, штаты, показавшие низкие результаты, лишались солидных денежных средств, наказывались административно вплоть до увольнения всех руководителей провинившегося учреждения.

Естественно, ни школы, ни штаты не хотели потерять миллионы долларов, отпущенных на выполнение национального образовательного проекта.

И вот, например, в штате Аризона всего за два года количество детей, успешно сдавших математические тесты, волшебным образом утроилось. Почему? Джанет Наполитано, сотрудник департамента образования Аризоны, в сущности, признала, что штат просто снизил требования, упростил стандарт, который на этом уровне зависит от штата, а не от федерального норматива.

Погоня за общим количеством, процентной нормой привела к тому, что педагоги совершенно перестали обращать внимание на индивидуальное продвижение каждого ребенка. Важно лишь, чтобы он попал в поток сдавших, а с каким результатом (посредственно, хорошо или блестяще) и как этот результат соотносится с прошлогодними достижениями ученика – никого уже не волнует. Поэтому учителя перестали обращать внимание как на самых слабых (все равно не дотянут), так и на самых сильных учеников (и так справятся).

Джоэл Клейн, школьный инспектор из Нью-Йорка, говорит о необходимости оценивать труд учителя в зависимости от прогресса, достигаемого его учениками из года в год, но тут же сознается, что это пожелание несовместимо с требованием повышать процентную норму.

Конечно, нельзя говорить, что программа помощи отстающим ученикам не работает. К сожалению, тестирование как способ проверки и оценки результатов работы не помогает, а мешает воплощать в жизнь конструктивные идеи, эффективно использовать вложенные средства, побуждает педагогов хитрить, обманывать.

Лучшим доказательством бессмысленности бесконечных тестов и сопоставления безликих средних цифр служат неизменно печальные результаты федерального тестирования, на которые штаты не могут повлиять.

Рейтинг@Mail.ru