Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Третья тетрадь
детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
 


Вопросы задавала Елена ИВАНИЦКАЯ

Дайте подростку проявить себя

Причина детского алкоголизма – невозможность самореализации,
убеждена Лариса Бочкарева, психолог петербургского приюта
«Надежда» для мальчиков

– Лариса Семеновна, в чем причина подросткового алкоголизма?

– В неумении жить. А не умеют, потому что не научили. Есть такое понятие – познавательная активность. Она закладывается и формируется в раннем детстве, до пяти лет. Малыш приходит в мир с тысячами «почему». В нем от природы заложена познавательная активность. Он воспитывался в здоровой, работящей, непьющей семье? Его познавательная активность встречала поддержку? Родители разговаривали с ним, читали ему книжки, работали вместе с ним по дому, отмечали праздники и не забывали о семейных ритуалах? У такого ребенка формируются разнообразные интересы. Он потянется к знаниям, ему захочется попробовать себя в полезном труде, он научится нормальным формам досуга. Подрастая, откроет для себя новые возможности для приложения сил – здоровые и позитивные. Ведь в жизни столько важных и нужных дел! Подростку интересно жить, когда он знает, чем заняться. Ему даже времени не хватит на все, что хотелось бы узнать, смастерить, повидать. А если родители и сами этого не умеют, и ребенка научить не смогли? Алкоголь тут как тут. Это безотказный способ «убить время». Когда досуг в семье заменяется алкоголем, потому что родители не сумели заполнить жизнь ничем иным, ребенок тоже потянется к рюмке. Он же ничего другого не знает и не умеет!

– Но ведь выпивать начинают и подростки из непьющих семей.

– Бывает и так. Внешне в семье все вроде бы благополучно, а на самом деле – сплошная неустроенность. Семья обеспеченная, ребенок сыт-одет-обут, но родители заняты только собой, душа ребенка остается неприкаянной. Родители не стали ему мудрыми друзьями и понимающими собеседниками. «Отстань, помолчи, не мешай, закрой рот, вырастешь – сам поймешь». Если бы ребенок в своей семье видел почитание старших, заботу о младших, уважение к труду и знаниям и сам бы во всем этом участвовал, он учился бы содержательно жить. Душа его была бы «при деле».

Откуда скука и лень, когда столько интересных дел и открытий? Да оттуда, что соответствующая возрасту познавательная активность не встретила отклика. Когда ребенок очень хотел что-то узнать и понять, его оттолкнули. А потом он и сам уже не захотел. С помощью алкоголя ушел в «иные миры». Убежал от серой, тоскливой действительности, где чувствовал себя чужим и ненужным, не знал, чем себя занять.

– Как помочь такому ребенку?

– Подростка, который ничем не интересуется, трудно оторвать от рюмки. Нужна постоянная, кропотливая работа. Начинается она с того, что подросток должен уяснить непререкаемое требование – со спиртным должно быть покончено.

В нашем приюте только три запрета: не пить, не курить, не ругаться. Но запрет на спиртное и контроль за трезвостью – лишь первый шаг. Впереди самое сложное. Надо искать, что мальчишку хоть чуть-чуть заинтересует, кроме рюмки. Не бывает так, чтоб уж совсем ничего. Что-то вдруг промелькнуло. Нащупали – дайте ему возможность проявить себя в том, что увлекло. Да, это сложно. Да, бывают срывы. Ведь у подростка, кроме физической, выработалась уже и психологическая зависимость от алкоголя. Избавить от нее – значит заменить выпивку на здоровые желания и полезные интересы. То, что до пяти лет получилось бы само собой, теперь придется достигать большими усилиями. Но постепенно ребенок поддастся. Если поверит, что его понимают.

Рейтинг@Mail.ru