Третья тетрадь
детный мир |
Осторожно,
нам подражают!
Что и говорить, общение взрослый–ребенок не всегда конструктивно. Редко кто бережно выстраивает свои отношения с младшим, чаще взрослый просто «строит» ребенка, требуя сиюминутного послушания.
Но ребятишки не марионетки.
Недавно мы собрались с третьеклашками, чтобы подумать, какие бы советы дать взрослым, чтобы они наилучшим образом помогали своим детям в учебе. Дело в том, что многие классные руководители нашей школы столкнулись с этой проблемой: родителям, оказывается, непонятно, почему учителя просят у них помощи: «Нам же никто не помогал, когда мы учились, почему теперь не так?» А мы, группа юных психологов, как раз и собираемся для того, чтобы писать советы на разные случаи. И я спросила ребят: что делать родителям, если ребенок не хочет садиться дома за уроки? Они задумались ненадолго и предложили поставить сценки. Разошлись по разным углам, а потом стали представлять.
1) Мама. Ты не хочешь делать уроки? Быстро марш за уроки…
Ребенок (отказывается).
Мама. Я кому сказала… Быстро за уроки.
Ребенок (не садится).
Мама (дает ребенку мощный подзатыльник).
Ребенок (поникает и садится на стул).
Мама. Так мой ребенок стал делать уроки.
2) Ребенок. Я не пойду в школу. Не хочу…
Мама. Пойдешь, а не то я психиатра сейчас вызову, он тебе быстро мозги вправит.
Ребенок. Не пойду.
Мама. Быстро вставай в угол, а я вызову психоперевозку, пусть тебя лечат. А не то – что ж из тебя будет-то? Пойдешь на помойку.
Врач. Кто тут не хочет идти в школу? Сейчас ты поймешь, зачем надо учиться.
Ребенок. Не пойму.
Мама. Он хорошей порки заслуживает… (Мама применяет наказание к ребенку.)
Мама и врач (хором). Запомни, если ты не будешь ходить в школу, то станешь бомжом. И никакого телевизора. А если ты будешь учиться, станешь тем, кем хочешь.
Так прошел год. Ребенок стал хорошо учиться.
Эти и подобные истории составлены детьми самостоятельно. Что они фиксируют? Беспомощность взрослых, нежелание нормально разговаривать с детьми. И много-много агрессии, устрашения, унижения со стороны именно матери. Внимательную маму сыграла только одна пара.
Мама. Собирайся в школу.
Ребенок. Не пойду.
Мама. Почему ты не хочешь идти в школу?
Ребенок. Меня Петька обижает.
Мама. Как?
Ребенок. Он говорит, что я очкарик.
Мама. Но ведь все люди разные. И потом, носить очки – сейчас это модно. Он не понимает, не обращай на него внимания.
Ребенок. Ты меня успокоила. Все, я побежал в школу.
Ребята с удивлением смотрели на них: модель дружеских, поддерживающих отношений родителей и ребенка была им непривычна. «Так не бывает», – тут же принялись разоблачать сценку те, кто уже приспособился к домашней войне, подозрениям и разоблачениям. Бывает, конечно. Но правда и то, что многих родителей общение с собственным ребенком по поводу его учебы или других проблем не радует, а тяготит.
Как же перестать командовать детьми и искренне заинтересоваться их жизнью? Об этом поговорим в следующий раз…
|