Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Третья тетрадь
детный мир


 

Надежда БОЛСУНОВСКАЯ,
педагог-психолог
bolsunovskayan@mail.ru

Осторожно, нам подражают!

Что и говорить, общение взрослый–ребенок не всегда конструктивно. Редко кто бережно выстраивает свои отношения с младшим, чаще взрослый просто «строит» ребенка, требуя сиюминутного послушания.

Но ребятишки не марионетки.

Недавно мы собрались с третьеклашками, чтобы подумать, какие бы советы дать взрослым, чтобы они наилучшим образом помогали своим детям в учебе. Дело в том, что многие классные руководители нашей школы столкнулись с этой проблемой: родителям, оказывается, непонятно, почему учителя просят у них помощи: «Нам же никто не помогал, когда мы учились, почему теперь не так?» А мы, группа юных психологов, как раз и собираемся для того, чтобы писать советы на разные случаи. И я спросила ребят: что делать родителям, если ребенок не хочет садиться дома за уроки? Они задумались ненадолго и предложили поставить сценки. Разошлись по разным углам, а потом стали представлять.

1) Мама. Ты не хочешь делать уроки? Быстро марш за уроки…

Ребенок (отказывается).

Мама. Я кому сказала… Быстро за уроки.

Ребенок (не садится).

Мама (дает ребенку мощный подзатыльник).

Ребенок (поникает и садится на стул).

Мама. Так мой ребенок стал делать уроки.

2) Ребенок. Я не пойду в школу. Не хочу…

Мама. Пойдешь, а не то я психиатра сейчас вызову, он тебе быстро мозги вправит.

Ребенок. Не пойду.

Мама. Быстро вставай в угол, а я вызову психоперевозку, пусть тебя лечат. А не то – что ж из тебя будет-то? Пойдешь на помойку.

Врач. Кто тут не хочет идти в школу? Сейчас ты поймешь, зачем надо учиться.

Ребенок. Не пойму.

Мама. Он хорошей порки заслуживает… (Мама применяет наказание к ребенку.)

Мама и врач (хором). Запомни, если ты не будешь ходить в школу, то станешь бомжом. И никакого телевизора. А если ты будешь учиться, станешь тем, кем хочешь.

Так прошел год. Ребенок стал хорошо учиться.

Эти и подобные истории составлены детьми самостоятельно. Что они фиксируют? Беспомощность взрослых, нежелание нормально разговаривать с детьми. И много-много агрессии, устрашения, унижения со стороны именно матери. Внимательную маму сыграла только одна пара.

Мама. Собирайся в школу.

Ребенок. Не пойду.

Мама. Почему ты не хочешь идти в школу?

Ребенок. Меня Петька обижает.

Мама. Как?

Ребенок. Он говорит, что я очкарик.

Мама. Но ведь все люди разные. И потом, носить очки – сейчас это модно. Он не понимает, не обращай на него внимания.

Ребенок. Ты меня успокоила. Все, я побежал в школу.

Ребята с удивлением смотрели на них: модель дружеских, поддерживающих отношений родителей и ребенка была им непривычна. «Так не бывает», – тут же принялись разоблачать сценку те, кто уже приспособился к домашней войне, подозрениям и разоблачениям. Бывает, конечно. Но правда и то, что многих родителей общение с собственным ребенком по поводу его учебы или других проблем не радует, а тяготит.

Как же перестать командовать детьми и искренне заинтересоваться их жизнью? Об этом поговорим в следующий раз…

Рейтинг@Mail.ru