Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
У книжной полки
Е.Г.Коблик
Первый раз в пятый класс
М.: Генезис, 2003.
Это программа адаптации детей к средней школе. И судя по благодарностям автора педагогам и управленцам московских школ, программа уже неоднократно апробирована. Перед описанием собственно программы автор коротко рассказывает об основных направлениях психологической службы в процессе адаптации новоиспеченных пятиклассников.
Основная часть книги – подробный и доступный рассказ о программе. Прежде всего о проблемах, которые испытывает ребенок. А потом – о том, как помочь ему с этими проблемами справиться. Программа рассчитана на тринадцать занятий. Вот названия некоторых: «Находим друзей», «Узнай свою школу», «Что поможет мне учиться?», «Легко ли быть учеником?», «Чего я боюсь?», «Конфликт или взаимодействие?».
Сценарий каждого занятия довольно подробно расписан – от целей и материалов до домашнего задания. Причем игры, дискуссии и упражнения сопровождаются комментариями: на что следует обратить внимание, в каком порядке проводить обсуждение, как обычно воспринимают ребята эту часть работы.
После описания тренинга можно найти список литературы по теме и приложения, где собраны тест школьной тревожности, анкета школьной мотивации, материалы к семинару для учителей пятых классов и раздаточный материал, который можно отксерить и использовать на занятиях. В том случае, конечно, если вы не только с интересом прочитаете книжку, но и решите провести описанный в ней тренинг c пятиклассниками. Хотя, мне кажется, многие упражнения вполне можно использовать уже в первом классе. Например, «Что я люблю делать?», «Узнай свою школу» или «Незнайка». Ведь задача по сплочению группы не менее актуальна в начальной школе. А упражнения на взаимодействие в группе или преодоление школьной тревожности наверняка будут интересны для учителей, работающих не только в пятом классе.
Развитие личности ребенка
от семи до одиннадцати
Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Хорошая книга: большого формата, толстая и не испорченная наукообразной заумью. Составлена как основательный справочник или энциклопедия. Я даже вспомнила свое детское чтение огромных оранжевых томов тогдашней детской энциклопедии: можно специально искать материал, готовя реферат или доклад; а можно открывать где попало и читать небольшие по объему, содержательные и увлекательные статьи. Том за несколько заходов прочитывался, а у тебя складывалось довольно-таки целостное представление о предмете.
Здесь тоже можно найти если не все, то довольно много о развитии младшего школьника и младшего подростка. В первой части книги – о возможностях, которыми обладает ребенок, и о том, как создавать условия для их реализации.
Вторая часть посвящена жизни ребенка в школе. Поскольку книга адресована родителям, статьи в основном рассказывают о том, как правильно реагировать на учебные успехи и неудачи; помогать в процессе адаптации; как поддерживать ребенка в ходе освоения той или иной программы, разных школьных предметов.
Следующая часть информирует нас о том, что происходит с ребенком вне школы. Многое в его жизни происходит впервые: самостоятельная поездка на транспорте и поход в магазин в роли полноправного покупателя, обустройство рабочего места дома, выбор кружка или секции. Авторы статей рассказывают о психологической стороне этих и других событий детской жизни.
И последняя, четвертая часть «Почти подросток» дает ответы на вопросы о том, как вести себя с ребенком на пороге трудного возраста, как меняются ценности и восприятие ребенка, каким образом помочь ему преодолеть этот кризис.
В заключение хотела написать о том, что материалы второй части могут стать для учителя серьезным подспорьем при подготовке родительских собраний. А потом передумала: многие статьи из всех четырех частей послужат отличным материалом для беседы, дискуссии или практического занятия с родителями. Кроме статей известных психологов и педагогов вы найдете в книге упражнения, рекомендации и совместные игры для детей и взрослых.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|