Вторая тетрадь
школьное дело |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Ольга ПАЛЬНОВА,
директор Фонда поддержки образования «Альфа и Омега»,
Ирина КУЛИЧИХИНА, председатель правления Фонда поддержки образования «Альфа и Омега»
Ташкент
Подружить ребят...
на уроке
Метод групповой работы позволяет решить эту задачу.
Но только при условии его грамотного применения
Будущее школы многие эксперты связывают с развитием компетентностного подхода. Но как показывает практика, овладение универсальными умениями еще не достаточное условие для того, чтобы применять эти умения в жизни. Мало, например, обучить ребенка технике разрешения конфликтов. Как утверждает известный педагог, соучредитель программы «Дети творчески разрешают конфликты» Присцилла Прутцман, чтобы эта техника «стала для детей частью их поведения, необходима атмосфера, при которой сотрудничество и доверие преобладают».
Отсюда главный вопрос: как в школьных классах создать атмосферу взаимной поддержки?
Образовательных программ, нацеленных на создание доброжелательной и творческой атмосферы в классе, много. Но большинство из них рассчитано в основном на внеурочное время либо требует введения дополнительных занятий.
Мы же исходим из того, что умению сотрудничать и другим жизненно важным навыкам ребенка желательно учить непосредственно на предметных уроках. Ведь школьное время ограничено, учебный план спускается сверху, и даже часы школьного компонента расписаны: на что и в каком объеме их можно использовать. А именно в ситуациях, связанных с учебными занятиями и подготовкой к ним, ребенок больше всего нуждается в поддержке.
Задачи на совместные действия
К счастью, в педагогике существует ресурс, который может оказать учителю неоценимую помощь в создании атмосферы поддержки практически на любом уроке: метод групповой работы.
Групповая работа создает условия для совершенствования многих жизненных навыков, необходимых выпускникам школы.
При групповой работе на уроке значительно возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Причем помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. В этой деятельности знания конкретизируются, приобретают гибкость. Одновременно развиваются коммуникативные умения детей.
Работа в малых группах дает возможность экономить время, потому что исчезает потребность выслушивать каждого ученика в большой группе или в целом классе. В малых группах ребенок чувствует себя безопаснее, лучше раскрывается, может выбрать свой собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи.
Конечно, все эти замечательные эффекты достигаются только при условии грамотного применения метода групповой работы.
Всякая учебная деятельность становится продуктивной в том случае, когда соблюдаются определенные правила. Важно, чтобы эти правила учитель не навязывал, а вырабатывал вместе с учениками. Количество правил должно быть минимальным. Обычно они дополняют правила поведения на уроке.
Правила не нужно вырабатывать на каждом уроке. Их достаточно сформулировать в начале учебного года, написать плакат и вывесить его на видном месте, а потом просто напоминать о них ребятам.
Только на первый взгляд кажется, что учитель отдыхает на уроке во время групповой работы. Провести ее нелегко, к ней надо серьезно готовиться.
Что нужно делать учителю, когда он готовится к групповой работе и во время ее проведения?
Во-первых, поставить цель и довести ее до сведения учеников. Детям необходимо знать, к какому результату они должны прийти в ходе совместной работы, чего ждет от них учитель. Иначе работа в группе может получиться хаотичной, суматошной, неэффективной.
Во-вторых, продумать, как разделить класс на группы.
В-третьих, подобрать задание для каждой группы.
Для группы обычно подбираются задания, которые ребенку будет сложно выполнить одному за ограниченный период времени. Задания, которые требуют творчества, широкого кругозора. Или задания-вопросы, на которые могут быть высказаны разные точки зрения. Бывает и так, что группе предлагается выполнить задание из учебника. Оно может стать групповым при определенных условиях. Например, учитель говорит, что эти примеры (предложения) надо решать по очереди: ученик решает свой пример и дает полный комментарий, обосновывает решение, а остальные члены группы слушают, при необходимости корректируют, направляют, задают наводящие или уточняющие вопросы. Цель – освоение каждым участником группы изучаемого правила (приема решения). То есть задание должно быть таким, чтобы детям было необходимо слушать друг друга, аргументировать, обсуждать.
В-четвертых, проконтролировать ход работы в группах, попытаться вникнуть в работу каждой, направлять ее, следить за тем, чтобы не было «отсиживающихся» учеников. Учитель предупреждает в начале урока, что будет наблюдать за тем, как ребята слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему.
Кроме того, учитель отвечает на вопросы, регулирует ход дискуссии, порядок работы, оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом, продумывает формы презентации наработок группы, руководит презентацией, оценивает работу учеников.
Объяснение плюс уточнение...
Очень важен этап подведения итогов групповой работы. Он предполагает наличие обратной связи с учителем, который вместе с учениками анализирует ситуации, возникшие в ходе групповой деятельности. При обсуждении учителю лучше обойтись без вопросов, на которые могут быть даны односложные ответы «да» или «нет». Вместо того чтобы спросить: «Вы помогали друг другу?», задайте вопрос: «Сколько раз каждый из вас объяснял решение задачи и (или) уточнял объяснение товарища?». Суждения учителя, все его высказывания должны быть конкретными и понятными ученикам. Следует избегать и общих оценочных фраз.
Вопрос оценивания учащихся во время групповой работы также важен.
Необходимо подготовить точную систему оценки результатов. Работу каждой группы может оценить учитель, а могут это сделать и сами ученики, если существуют какие-то четкие и объективные критерии. Иногда при организации групповой работы учитель назначает «оценщика» или эксперта в каждой группе, иногда группа сама может выбрать «оценщика». Желательно, чтобы ребята, исполняющие эту роль, менялись почаще, то есть «в шкуре оценщика» должны попробовать себя все ученики.
Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия! Важно ведь, как дети пришли к тому или иному результату, как мыслили, как работали, как договаривались, принимали решение, как распределяли работу и роли, как относились друг к другу. Смогут ли в следующий раз улучшить свой результат? Сделали ли выводы из данного урока? При оценке группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость.
Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Цель подобного подхода – обратить внимание группы на самого слабого ученика, более других нуждающегося в помощи и поддержке. Не в последнюю очередь именно благодаря ему члены групп сотрудничества, не отличающиеся ни особыми способностями, ни усердием, нередко добиваются весьма значительных успехов. Объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и запоминают. При этом оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия учеников (у каждого своя «планка»).
Метод групповой работы, конечно же, не единственный способ достижения хорошего микроклимата в классе. Но какую бы форму организации ни избрал учитель, какую бы методику ни выбрал, нужно помнить, что любой вид деятельности должен проходить в атмосфере комфорта, взаимоуважения и понимания, толерантности.
|