Вторая тетрадь
школьное дело |
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана РОЖКОВА,
кандидат педагогических наук
Ростов-на-Дону
Воин, рыцарь,
глава семейства
Самые распространенные школьные модели мужественности
На школьных праздниках можно не только повеселиться, но и понаблюдать за тем, на какие образцы мужского и женского поведения ориентируют ребят педагоги.
Мы проанализировали 80 сценариев и увидели: образы мужественности, которые конструируются в спектаклях, можно условно разделить на три типа.
Первый – воин, защитник Отечества. Героическая личность – это основной мужской типаж. Персонажами спектаклей ко дню 23 февраля выступают люди, известные своими подвигами: Александр Невский, Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Василий Теркин или безымянный солдат как обобщенный образ сильного, храброго, смекалистого человека.
Второй тип – рыцарь. Галантный кавалер, который совершает подвиги во имя Прекрасной Дамы: «Вы видите перед собой ложу, в которой расположились прекрасные девушки. Место в центре ложи свободно. Пусть победитель сегодняшнего турнира изберет Королеву любви и красоты, достойную занять этот трон». Культ служения даме воспроизводится и в менее романтических сценариях к 8 Марта: мужчины должны вставать рано утром и в течение дня выполнять всю работу по дому или исполнять желания дам.
Третий тип – глава семейства. Как правило, он представлен в ироническом виде: «Учитель. Коля, почему ты опоздал на уроки? Ученик. Я собирался на рыбалку, но отец не пустил меня. Учитель. Очень хорошо! Я рад, что у тебя такой строгий отец. Он, конечно, объяснил тебе, почему нельзя пропускать школу? Ученик. Нет, он сказал, что червей на двоих не хватит».
Эти три образа выступают в качестве ходовых представлений о роли мужчины в обществе. Этими же чертами дети наделяют своих учителей-мужчин в поздравительных стихах. Особо подчеркивается роль дисциплинатора, а это составной элемент образа Отца:
Бывало, если кто сердил
Его поступками дурными,
Того за шалости бранил,
А впрочем, всех в душе любил
И всех считал детьми родными.
Самый популярный герой в сценках, где имеет место нарушение дисциплины, — мальчик, разбивающий стекло или дергающий за косичку одноклассницу.
А еще нам удалось выяснить, что многие учителя не разделяют биологические и гендерные (социально-обусловленнные) различия между мальчиками и девочками. Мы провели опрос среди учителей, и оказалось:
- 40% учителей полагают, что поскольку мальчикам и девочкам предстоит выполнять разные социальные роли, то и развивать у них надо разные качества;
- а вот 20% педагогов уверены, что никаких различий в обучении мальчиков и девочек быть не должно;
- 19% учителей не отрицают различий между мальчики и девочками, но главным принципом считают индивидуальный подход к каждому ребенку;
- 13% обращают внимание лишь на биологическое различие между мальчиками и девочками;
- остальные 8% не имеют четко выраженной позиции по этому вопросу.
|