Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Ольга ФРОЛОВА

Одиннадцатилетка обязательна для всех

Станет ли лучше?

Как отразится очередной министерский проект на повседневной жизни школы? На днях к нам в редакцию пришло письмо:

«В моем 8 «Д» их двое: Пашка и Сашка. Все уроки они томятся за первой партой. К доске их никогда не вызывают. Тройки ставят автоматически. И также переводят в следующий класс. Пашка у нас просто дурачок. Каждый год его мама рыдает в кабинете директора, просит не переводить в коррекционную школу: «Знакомые засмеют!» Она какая-то важная чиновница в администрации. Директору такие связи нужны, да и просто жалко женщину. Вот и переходит Пашка из класса в класс. На уроках он никому не мешает. Сидит не шелохнувшись и смотрит учителю в рот своими голубыми глазищами. Кажется, будто ловит каждое твое слово. А спросишь – в голове пустота.

Сашка – это совсем другая история. У этого с головой все в порядке. Проблемы у него в семье. Родителей-пьяниц вот уже пять лет пытаются лишить родительских прав, трое малолетних братьев и парализованная бабушка – все на Сашке. Он с шестого класса где-то шабашит. На постоянную работу его не берут, нет образования. Пытался устроить его в училище, тоже не берут, требуют 9 классов. Вот и отбывает Сашка школу, как тюремный срок. С ним все учителя мучаются – грубит, огрызается. Мне он как-то признался: «Зло берет! Мог бы с утра пойти в магазине помочь товар разгрузить, сто рублей обещали, а я вместо этого слушаю, как она мне про парус одинокий грузит. На кой мне этот парус?!»

Пытался поговорить про Сашку с коллегами. Предложил отпускать его с уроков, а оценки ставить, так сказать, заочно. Меня чуть не побили! Я работаю в школе всего пять лет, меня здесь до сих пор считают новичком и опасным новатором. Основная масса педагогов у нас, как и везде, – бравые пенсионерки. Их кредо – «Ребенок должен учиться!» и еще: «Хочешь – научим, не хочешь – заставим!».

А я вот считаю, что ребенок ничего не должен. У меня есть крамольная мысль (ее я в учительской, конечно, не высказываю), что из Конституции надо убрать пункт об обязательности образования. Потому что некоторым детям оно абсолютно ничего не дает, только калечит. А некоторым, честно говоря, нужен не «парус одинокий», а квалифицированный психотерапевт».

Мы позвонили в областной департамент образования и спросили, могут ли подростки в некоторых случаях получать профессию, не имея законченного среднего образования? Вот что нам ответили:

– А куда пойдут эти дети? На улицу? Да с ними никакая милиция не справится! Ведь трудные подростки социально опасны! А в школе они всегда находятся под присмотром. Если разрешить им не ходить в школу, то такой рост преступности начнется! Кроме того, закон писан для всех. Нарушишь его ради одного, другого, третьего… зачем же тогда законы?»

Не следует ли из ответа официального лица, что государство, не зная, что делать и как справиться с трудными и «социально опасными» подростками, предпочитает прятать их в школе? Отдавать на попечение пожилых учительниц тех, с кем «никакая милиция не справится»? А ведь это вынужденное сосуществование заканчивается обоюдной ожесточенностью.

Теперь насильственное пребывание в школе не желающих и не способных учиться продлили еще на два года. Бедная школа.

Рейтинг@Mail.ru