Первая тетрадь
политика образования |
УКЛАД ШКОЛЫ
Возвращение портрета
Есть какая-то загадка в школьной жизни. В школе, про которую говорят, что она самый консервативный общественный институт, раньше всего проявляются знаки, детали, отмечающие тенденции развития всего общества.
Его не было с начала 90-х – никакого портрета в директорском кабинете. Никто не вешал портрета Горбачева или Ельцина. Даже представить это без улыбки не получается. А портрета живого правителя не было с ХХ съезда.
А теперь – разные здания, разные директора, разные кабинеты, но во всех – портрет. Чей портрет, не надо объяснять?
Соскучились?
Десять лет за спиной директора не было лица в рамке. Три года назад оно стало появляться. Тогда казалось, что это особенности вкуса хозяина кабинета. А года два назад начался обвал. Сейчас портретизация практически завершена.
– Что, велели повесить?
– Нет.
– А зачем?
Молчание.
Что же изменилось? Что поймали в воздухе чуткие на перемены общественных ветров люди – директора школ?
…Многие еще помнят, как портрет Ленина висел в каждой группе детского сада. Были рекомендации: сколько сантиметров от пола, сколько от какой стены, какой должен быть портрет по размеру, и каноны изображения тоже были строгие – не всякая фотография могла красоваться на почетном месте. Иконопись советского культа не допускала вольностей.
Из-за строгости канонов у меня в семье случилась одна веселая история.
В детсадовской группе у старшей дочери еще висела эта наглядная агитация. А в дом как-то попал снимок, сделанный с киноленты, снятой английским репортером, на которой Ленин за столом с Крупской и с котенком на руках. Мне подарили этот снимок в Обществе охраны животных: как цитаты были на любой случай жизни, так и иконография в каждом цеху могла быть своей. Дочке было года четыре. Она спросила:
– Кто это?
– Ленин, – не задумываясь, ответила я.
– Ленин? Ленин с женщиной? И с кошкой? – В голосе удивление, граничащее с ужасом: Ленин – это же совершенно определенная икона, а не какой попало человек в какой попало обстановке.
…Теперь же, похоже, шутки в сторону. Погуляли и хватит, что за вольница такая – без руководящего символа в школе жить?
На прошлой неделе я зашла к одному известному московскому директору. Над его столом портрет Пушкина работы Кипренского. Мы собирались говорить совсем о другом, но директор сразу рассказал историю, как портрет попал в его кабинет. Видимо, теперь есть потребность специально объяснять, почему это в кабинете портрет Пушкина, а не более свежий символ патриотического воспитания?
Знаю и еще один директорский кабинет – рассадник вольности, правда, тоже московский. Там уж совсем невероятная вещь: над директором висят его собственные портреты, нарисованные его учениками. Такие уморительные! Такие точные! Такие выразительные!
Так что, может быть, и не обязательно, чтобы один растиражированный портрет был в каждом кабинете директора?
|