Первая тетрадь
политика образования |
УКЛАД ШКОЛЫ
Алексей КАМЕНСКИЙ,
директор лицея № 590
Санкт-Петербург
Об экзаменах, экскурсиях и ценах в столовой
Разговор директора с учениками меняет школу
Что такое политика образования на уровне школы? Учебные планы, совещания, педсоветы. А еще? Чего нам не хватает в политике, например, Министерства образования и науки? Открытости. Готовности к диалогу. Умения слушать тех, кому учить и учиться по принятым «наверху» решениям.
Что в этом смысле может предпринять администрация школы? Наш постоянный автор, директор из Санкт-Петербурга Алексей Каменский, предлагает простой и неожиданный ход.
В нашей школе много лет идет масштабная игра «Наш город». У нас уже есть радио, газета, музей, экскурсионное бюро, кафе, фабрика сувениров. А периодически ребята выбирают себе губернатора, думу, арбитраж. И я как директор консультируюсь с губернатором и провожу для старшеклассников так называемый «директорский урок», где отвечаю на их вопросы, предварительно собранные социологическим комитетом (есть у нас в школе и такая организация). На любые, подчеркиваю, вопросы. Без купюр и сортировки по темам и важности.
Этот разговор помогает мне посмотреть на школу глазами ребят, выявить проблемы, которые нам, взрослым, не видны. По итогам этих встреч я стараюсь менять что-то в школьной жизни. Это помогает: меньше становится жалоб на отдельных учителей, недовольства условиями обучения. Взамен возникают вопросы философского характера, вопросы-размышления, порой сугубо личного плана.
Вот пример одного из таких «директорских уроков».
– Как вы относитесь к ЕГЭ?
– Думаю, это не самая лучшая форма проверки знаний. Но судя по всему, единый экзамен все-таки будет введен повсеместно. Приходится принять это как данность.
Русский язык и математика в форме ЕГЭ обязательны. Остальные предметы – по выбору. В них лучше сориентироваться как можно раньше, выбрав вуз, в который вы будете поступать. Чем раньше начнется целенаправленная подготовка, тем выше шанс получить весомый балл в сертификате.
– Введут ли в нашей школе форму?
– Судя по опросам, 90% наших школьников – против. Родители и учителя, наоборот, за. Но даже если мы примем такое решение, выгонять за отсутствие формы никого не будут.
Я – за адекватный внешний вид. Глупо приходить на торжественное собрание в тренировочном костюме, еще глупее ехать на рыбалку в штиблетах и галстуке. Поэтому нужно воспитывать вкус. Но силовыми методами здесь ничего не добьешься, кроме показного послушания. Нужна долгая и кропотливая педагогическая работа. К тому же большинство людей все равно встречают нас по одежке, и это нужно учитывать.
– Почему у нас урок длится 45 минут, а не 40, как в некоторых школах?
– Время уроков и перерывов четко определено нормативными документами, которые согласовываются в роно и СЭС. Так вот, сокращенные уроки допускаются только в начальной школе и только в определенный период. Так что школы, в которых есть 40-минутные уроки, идут на нарушение и теоретически не имеют права выдавать аттестаты.
– А почему уроков так много?
– Число уроков определено образовательным стандартом. Их чуть больше при шестидневной неделе, чуть меньше – при пятидневке. Пока 99% учеников в нашей школе голосуют за пятидневку. Шестой день, как вы знаете, – день внеурочной работы. Эти занятия посещают по желанию.
На мой вкус, я бы сделал обязательными только четыре урока в день, а все остальные по выбору. Это заставило бы и нас, педагогов, работать лучше.
– Что делать, если возник конфликт с учителем?
– Единого рецепта тут быть не может. Особенно если учесть, что чаще всего обе стороны бывают неправы. Постарайтесь скорректировать собственное поведение. И не стесняйтесь обращаться за помощью. Первые ваши советчики – родители, классный руководитель, психологи. Наконец, двери моего кабинета открыты для любого ученика.
– Какой вы представляете современную школу?
– Такая школа должна нацеливать ребенка на самообразование. Сегодня в школе помимо уроков необходимо осваивать альтернативные виды образования: проекты, погружения, исследовательскую работу. Именно они формируют самостоятельность мышления.
Ну и конечно, школа будущего должна быть максимально технически оснащенной: компьютеры, интерактивные доски, медиапроекторы, тренажеры, симуляторы, наглядные пособия, оборудование, расходные материалы, «быстрый» интернет. Мы находимся только в самом начале этого долгого пути.
– Почему в школьной столовой такая дорогая еда?
– Вы пока не зарабатываете, собственных денег у вас немного. Соответственно и цены вам кажутся высокими. Сравните: попробуйте за 15 рублей (стоимость школьного завтрака) перекусить где-нибудь в уличном кафе.
У нас, как и в большинстве школ, сотрудники столовой подчиняются специальной организации – комбинату питания. Школа не имеет от торговли ни копейки прибыли и не определяет ценовую политику. Одновременно комбинат не платит за аренду зала и оборудования. Поэтому им, видимо, и удается удерживать цены на максимально низком уровне, несмотря на инфляцию.
– Трудно ли быть директором?
– Я считаю, что выше этой должности на служебной лестнице уже идут чиновники от образования. Это тоже неплохо, но не мое. Директор может реально сделать жизнь школы лучше и видит результаты преобразований. Трудно ли? Да нет, легко. Когда интересно и нравится, то не замечаешь трудностей.
– Как вы относитесь к панкам, рэпперам, рейверам?
– Совершенно нормально. Человек вправе выбирать собственные взгляды. Однако мне кажется, что у большинства этих течений никаких взглядов нет. Речь идет о внешнем виде и иногда – о музыкальных предпочтениях. Изначально панки были достаточно агрессивным движением. Само слово переводится как «отбросы общества», «помойка». Согласитесь, не каждому приятно ассоциировать себя с мусором. Сейчас идеология, безусловно, размылась. Общение больше строится на приятельских отношениях. Но дружить друг с другом, по-моему, можно и без особых движений. И вообще мне симпатичнее люди самостоятельные, а не члены каких-либо кланов.
– В чем смысл жизни?
– Я не знаю ответа на этот вопрос. Мне запомнился эпизод из одного старого кинофильма. Девочка спросила об этом у отца. Он ответил, что смысл в том, чтобы прожить жизнь, не подличая, не суетясь, не изменяя самому себе. А это трудно сделать во все времена.
– Каковы перспективы поступить в вуз после нашей школы?
– Все зависит от самого человека. У нас более 20 договоров с самыми престижными вузами, но все они носят лишь творческий характер. Сотрудничество «школа–вуз» в старом понимании, когда выпускные экзамены засчитывались за вступительные, ушло в прошлое. В условиях ЕГЭ никаких особых привилегий ни у кого быть и не может – для того единый госэкзамен и задумывался. К ЕГЭ наши преподаватели готовят не хуже, а может, и лучше вузовских. Так что просто старайтесь хорошо учиться – и у вас все получится.
– Почему ругают за опоздание на урок даже на одну минутку?
– Потому что в современном мире цена одной минуты бывает очень высока.
– Когда у вас был первый поцелуй?
– В том же возрасте, в котором находитесь сейчас вы. Но интимная сторона жизни человека, по-моему, должна оставаться личной и не выставляться напоказ.
– Правда ли, что у нас в каждый класс проведут интернет?
– Правда, потому что компьютеры и интернет нужны не только на уроках информатики, но и на любом предмете. Уже накоплен такой огромный банк виртуальных образовательных ресурсов, что непростительно ими не пользоваться.
– Почему у нас так мало экскурсий?
– Наша негласная норма – четыре экскурсии в год, но если вы готовы ездить чаще, мы это только приветствуем. Будьте сами инициаторами, обращайтесь. Поможем со школьным автобусом.
– Улучшится ли наше образование от ориентации на Запад?
– Я бы не назвал изменения в образовании ориентацией на Запад. Скорее это общемировые тенденции. Самостоятельность школ, объективность контроля, информатизация, индивидуализация обучения постепенно, через ошибки должны привести к улучшению.
|