Первая тетрадь
политика образования |
КРУГ ВОПРОСОВ
Новые требования
к выпускнику вуза
Теперь, похоже, их будут определять работодатели
На очередной коллегии Минобрнауки обсуждался вопрос о разработке нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Их планируется запустить в действие в 2010 году.
Первое поколение ГОС ВПО было введено в российских вузах с 1994-го по 1996 год, второе – в 2000-м.
Их отличали ориентация на информационно-знаниевую модель, отрыв от развивающейся экономики и потребностей рынка труда, жесткая регламентация содержания образования.
Как было объявлено на коллегии, задача стандартов третьего поколения – переход от административно-командной системы к либеральной, максимально расширяющей академическую свободу вузов в формировании образовательных программ и выборе учебных дисциплин. Главным ограничителем вузовской независимости отныне станут не ведомственные приказы, а требования работодателей к уровню подготовки выпускников, сформулированные в профессиональных стандартах.
Главный ориентир – Болонская декларация, к которой Россия присоединилась в 2003 году и которая должна вступить в полную силу в 2010-м. В этом же году планируется запустить в действие третье поколение ГОС ВПО.
Чтобы обеспечить нормативную базу для вузовских стандартов, в Минобрнауки разрабатывается законопроект, устанавливающий понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС).
Он вносит несколько революционных изменений в существующую систему.
Во-первых, вместо деления ФГОС на компоненты (федеральный, национально-региональный и вузовский) по аналогии с европейской устанавливается модульная, или цикловая, структура основной образовательной программы вуза. Каждый из циклов: естественно-научный, гуманитарный, экономический, социальный, математический – имеет базовую и вариативную части. Базовая фундаментальная часть является общей для всех трех уровней, вариативная отличается не только по «наполнению», но и по удельному весу – для бакалавриата она составляет 50%, для магистров все 70%. (Для сравнения: в конце 80-х на творческую инициативу вузов отводилось не более 10%, в настоящее время – 30–40%.)
Во-вторых, расчет учебной нагрузки студентов и преподавателей производится не в часах, а в зачетных единицах – баллах, которые в зависимости от уровня подготовки будут начисляться лекциям и семинарам, которые посетил студент. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения составляет в среднем 60 зачетных единиц в год.
Коренное отличие нового стандарта состоит в том, что обязательный минимум образования не фиксируется. Более того – не задается даже перечень дисциплин. Единство образовательного пространства, как считают в министерстве, будет обеспечиваться за счет единства требований к основным образовательным программам, их структуре, условиям реализации, уровню подготовки выпускника. Последний формируется либо на основе профессиональных стандартов, либо – по причине их временного отсутствия – обсуждается совместно с работодателем и фиксируется в образовательном стандарте.
|