Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Четвертая тетрадь
ИДЕИ. СУДЬБЫ. ВРЕМЕНА


 

Инна СВИРИДЕНКО
Нижний Тагил

Взрослый – это кто?

Оказывается, зрелых людей среди нас гораздо меньше,
чем мы предполагаем

Одно время считалось, что интеллектуальное развитие людей приведет к социальному взрослению, к отказу от насилия, суеверий и предрассудков. Но оказалось, что сводить проблему взросления только к проблеме развития образования нельзя. Взросление обусловлено взятием на себя целого ряда обязанностей. Не все люди управляют своим поведением на основе ясных, разумных принципов. Многие остаются в своих поступках на более низком уровне, чем того требуют их статус и возраст. Собственную позицию каждый человек считает взрослой, логичной, в силу чего незрелая личность и саму себя не признает незрелой, и систему оценок зрелости других людей выстраивает на основе кажущихся ей верными убеждений...

Детские причуды взрослых

Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня зрелости управленческих кадров одного из предприятий Нижнего Тагила. Для этого был разработан вопросник, содержащий утверждения, по которым можно было бы судить о психологической зрелости респондентов.

За основу «модели зрелости» был взят тест американского исследователя Хосе Стивенса. Стивенс выделил пять уровней личностной зрелости, соответствующих определенным возрастам человека. Мы обозначили эти уровни как Малыш, Дошкольник, Подросток, Юноша, Взрослый.

На первом этапе в исследовании приняли участие 95 человек. Им был предложен ряд утверждений, положительные или отрицательные ответы на которые отражали определенный уровень зрелости респондентов. В том числе для определения уровня Дошкольника респондентам предлагались такие утверждения из Стивенса: «Лишняя осторожность никогда не повредит», «Не следует особенно доверять людям незнакомым. Лучше держаться людей своего круга», «Людям следует знать свое место», «Что действительно необходимо стране, так это побольше порядка и строгости законов». Однако положительная (до 97%) реакция на эти вопросы заставила нас убрать их из теста. Ведь если более 80% респондентов отвечают на вопрос одинаково, он не годится для теста. Тест должен обнаруживать различие. И тогда мы расширили тест Стивенса.

Личностный уровень подростка стал определяться, например, такими утверждениями: «Я способен постоянно думать о том, как извлечь пользу из той или иной вещи или события»; «Простаков вокруг хоть пруд пруди»; «Придет день, когда мы завоюем природу полностью, мы подчиним себе даже погоду»; «Вокруг столько лентяев, которым никогда не добиться успеха в жизни».

Дошкольника видно по утверждениям типа: «Я обычно поступаю так, как мне говорят». Малыша – по утверждениям: «Я часто чувствую себя потерянным»; «Мне нужен человек, способный научить, что надо делать»; «Зачастую я выгляжу испуганным или настороженным».

Лилипут в костюме Гулливера

Взрослый Малыш часто чувствует себя беспомощным, потерянным, беззащитным. Нуждается в ком-то, кто был бы рядом, научил, что нужно делать. Среди незнакомых чувствует себя неуверенно. Ему трудно сосредоточиться на решении сложных задач, больше по душе выполнение простой, чаще всего рутинной работы.

Взрослый Дошкольник главным в жизни считает успех, удачу, связанную прежде всего с отсутствием предполагаемого контроля. Придерживается мнения, что подчиненные должны соблюдать установленные нормы, правила и традиции, не раздражая руководство лишними вопросами. Судит о других по внешним атрибутам. Восхищен собой.

Взрослый Подросток во всем проявляет дух соперничества и стремление к победе, власти, общественному положению. Подросток рационален, способен наперед просчитывать свои ходы. Неудачники его раздражают. Чтобы получить место под солнцем, готов перешагнуть через других, считая их лентяями и простаками. Способен проявить выдержку и дипломатичность там, где считает это необходимым. В других случаях легко нарушит «правила игры».

Взрослый Юноша много рассуждает о месте человека в мире, его предназначении. Часто выглядит печально или озабоченно. Идеалистичен. Открыто и честно признает свои недостатки.

Собственно Взрослый верит в глубокую духовную связь между людьми, в то, что невозможно причинить вред другому, не навредив себе. Умеет управлять своими поступками. Стремится к духовному росту. Ценит свободу самовыражения, чувство личной ответственности, независимость, дружбу, имеет сочувственное отношение к природе.

Подросток за рулем

При анализе ответов было установлено, что каждый участник опроса несет в себе личностные черты, соответствующие всем обозначенным уровням зрелости, но в разных пропорциях. При этом суммарная доля положительных ответов на «детские» утверждения (Малыш – Дошкольник – Подросток) у отдельных участников опроса составила более 70%. Напомним: в исследовании участвовали преимущественно лица, принимающие управленческие решения: руководители отделов, служб, производственных участков.

На контрольный вопрос: «В большинстве случаев я чувствую себя зрелым человеком» – отрицательно ответили лишь 13 участников опроса; 57% опрошенных женщин и 83% мужчин считают себя зрелыми личностями, хотя их ответы на другие утверждения на наличие взрослости не указывают.

К примеру, структура положительных ответов мужчины 56 лет, с высшим образованием, занимающего руководящую должность, считающего себя зрелой личностью: 16% относится к шкале Взрослый, 28% – к уровню Подросток, 24% – к уровню Малыш. По формальным признакам – возраст, образование, характер труда, должность – его можно отнести к зрелому человеку. По ценностным установкам – нет.

Будет ли такой руководитель в проблемной ситуации осмысленно направлять свои усилия на выяснение и устранение причины назревающего конфликта? Брать на себя ответственность за происходящее? Учитывать общественные интересы, даже если они не совсем соответствуют его личным желаниям? Вряд ли. Его представления о сути конфликтов поверхностны, поэтому привычные способы решения укладываются в схему: «У меня нет времени разбираться с конфликтным подчиненным. Не умеют нормально работать – пусть делают выводы».

Не надо к гадалке ходить…

К сожалению, картина типичная. Поэтому определение того, на какой стадии зрелости находится руководитель, позволяет подчиненному более четко ориентироваться в содержании и перспективах взаимоотношений с ним. Не надо ждать от него невозможного. Столкнувшись с ним, не стоит страдать попусту, а начать выстраивать свое поведение в соответствии с его и своим собственным «реальным психологическим возрастом».

Часто так: вы скорее Юноша, чем Взрослый, а ваш начальник – скорее Подросток. Ваши социальные реформы ему интересны только в той степени и только тогда, когда и в какой степени они позволят лично ему обойти его собственных конкурентов, коллег своего уровня перед вышестоящим руководителем. В любом другом случае ваши наработки вызовут у него всего лишь неудовольствие. Однако самое страшное для вас – непосредственная похвала главного босса. Вот тут точно проявится раздражение: оказаться по сравнению с подчиненным на втором месте означает для вашего начальника Подростка проигрыш. А проигрыш предполагает реванш.

И второе исследование 2006 года, в котором приняли участие 180 человек различных профессий (техническая интеллигенция, экономисты, врачи, муниципальные служащие), показало, что личностно зрелыми являются лишь 18–19% взрослых людей. Еще 7–8% представляют уровень взрослый Юноша, а 54% – обычные люди с различными «детско-взрослыми» сочетаниями. Хотя лиц с явно выраженной незрелостью не более 20%, среди них немало руководителей. Отсюда и проблемы конфликтов в организациях.

Почему так?

Руководящая должность – прежде всего ответственность. Но люди обращают внимание не на нее, а на то, что за ней следует: социальные преимущества. Поэтому всегда при распределении высоких должностей возникает ситуация высокого спроса при низком предложении. Отсюда спекуляции: ты мне – я тебе, будешь угодливым – добьешься благосклонности начальника и так далее.

Подумаем: кто лучше всего манипулирует родителями? Дошкольники. Кто лезет в драку с чужаками, признавая только авторитет своего лидера? Подросток. Кто стремится переустроить мир, чтобы всем было хорошо? Юноша. Кто духовные ценности предпочитает стяжательству? Взрослый. Пока Юноша ищет пути реформирования общества на принципах справедливости, Подросток стремится занять лидирующее положение, выиграть соревнование, быть первым любой ценой. Поэтому Подросток сам по себе, без других благоприятных условий типа значимых родственников нередко попадает на руководящие должности. Дошкольник попадает другим путем: он внешне очень правильный, особенно под контролем воспитателя, родителей, начальника. Он вызывает у руководства доверие и симпатию.

Невооруженным взглядом

Но не только начальник может быть «детсадовцем». Зрелых среди нас гораздо меньше, чем мы предполагаем. Зрелую личность вы можете определить и без помощи исследователя: она не агрессивна в конфликте, не проявляет напористость, не испытывает «боевого возбуждения» и не радуется победе «любой ценой». Нельзя не заметить ее осмысленный подход к проблеме, предметные решения; тактику сотрудничества или приспособления, избранную на основе анализа ситуации.

Напротив, незрелый человек в конфликтной ситуации склонен либо впадать в иллюзию собственного благородства, совершенно искренне считать себя правым, высокоморальным, поступающим «по чести» и невинно страдающим, либо с азартом добиваться своего. Для незрелого важнее убедиться в своих силах, почувствовать уверенность, показать себя, чем разрешать возникшую проблему, выяснять причины ее появления и работать над их устранением. Таких тоже видно: нерешительные, необязательные, они часто отказываются от реализации трудных заданий, у них низкая помехоустойчивость.

Разумеется, если человек, как ребенок, радуется жизни, удивляется новым открытиям, едет в выходной день на молодежный рок-фестиваль, это не значит, что он незрелый мальчишка. А вот если он еще не переболел детским эгоцентризмом, идет с ним по жизни, как с флагом, к зрелой личности отнести его нельзя.

Взрослеть не обязательно?

Возраст, социальный статус – так у нас принято: строить общение на внешних характеристиках. Да и теории взаимоотношений педагога и ученика, руководителя и подчиненного, изложенные в учебниках по педагогике и по управлению персоналом, всегда густо приправлены соусом априорной правоты старшего: «Учителю лучше знать», «Руководитель всегда прав». Так нас воспитали, так же воспитываем и мы.

Однако исследования конфликтов в иерархической системе «руководитель – подчиненный» свидетельствуют, что начальники инициируют конфликты в 57% случаев. В педагогических коллективах 35% конфликтов происходит между директором школы и учителями. Получается, что незрелые личности, оказавшись на руководящих должностях, причисляют себя к интеллигенции, к управленческой элите общества. Но их уверенность в заслуженном высоком положении и власть над другими людьми становятся препятствием на пути личностного роста, и поэтому очень часто человеческие судьбы и даже судьбы мира попадают в руки Избалованных Детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru