Третья тетрадь
детный мир |
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА
Из журнала Phi Delta Kappan, No. 04 (December 2006): «The Zoo Trip:
Objecting to Objectives» Thomas S. Poetter
Перевод с английского
Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ
Мы едем в зоопарк
Начиная свой курс по педагогике, американский
профессор Томас Поттер всегда рассказывает эту историю
своим студентам...
Каждую весну мы с семьей отправляемся в зоопарк. Выезжаем пораньше, чтобы успеть припарковать машину поближе к входу. Запасаемся бутербродами, водой на целый день. Жена Катя сидит на заднем сиденье вместе с двумя нашими сыновьями. Сейчас Джеку уже восемь лет, а Ти-
му – шесть.
По дороге мальчишки болтают.
– Дети, – я вижу их в зеркало заднего вида, – давайте вспомним, какова цель нашего сегодняшнего путешествия? О чем мы договаривались?
– Папа, – немедленно откликается
Тим, – знаешь, вчера по телевизору я слышал, родился новый шлоник…
– Слон, сынок, слоненок.
– Да, шлоник, он…
– Сло-не-нок. Скажи правильно. Повторяй за мной. Сло-не-нок.
– Шлоник…
Так продолжается несколько минут. Отчаявшись, я говорю:
– Ладно, Тим, забудь. Ты еще маленький и не обязан правильно выговаривать трудные слова. Так что там про шлоника-cлоненка?
Тим пропускает мои критические замечания мимо ушей:
– По телевизору сказали, шлоник родился в зоопарке. Родился на прошлой неделе. Сегодня утром его выведут и всем покажут, и…
– И что из этого?
– Я хочу посмотреть.
– Ты хочешь посмотреть? Это было бы возможно, если бы мы собирались сегодня смотреть слонов. Но у нас сегодня иная цель. – Я переключаюсь на старшего сына: – Джек, что мы будем изучать сегодня, подскажи братишке.
– Хищников, папа, – отвечает Джек, хрустя чипсами и всем своим видом демонстрируя возмущение бестолковостью Тима.
– Верно, сынок, – успокаиваюсь я. – Сегодня мы изучаем семейство хищников. Мы готовились к этой поездке много дней. А что касается новорожденного слоненка…
– Он травоядный, – уверенно сообщает Джек, презрительно глядя на Тима. – Это все знают: слоны травоядные. Не хищники. Травоядные едят растения, а не мясо.
– Отлично. – Я поворачиваюсь к жене: – Дорогая, не дашь ли ты этому знатоку печенья за его блестящий ответ? Он просто молодец!
– Спасибо, папа.
– Пожалуйста, сынок. – Я улыбаюсь, и мы в зеркале встречаемся с Джеком взглядами. Но в том же зеркале я вижу поднятую, дрожащую от нетерпения ручку Тима. Он ждет своей очереди задать вопрос, не ради печенья или похвалы.
– Тим, что ты хочешь сказать?
– Папа, я знаю, сегодня хищники. А травоядные не хищники…
– Отлично, Тим. Это лучший твой ответ сегодня.
– Но я все же хочу увидеть шлоника. Он ведь только что появился, он такой маленький, и вообще…
– Послушай, Тим. – Я останавливаю машину и так резко поворачиваюсь к ребенку, что даже Катя испугалась немного. – Ты, конечно, можешь продолжать спорить о чем хочешь, но ведь речь не о тебе и не о том, что ты хочешь посмотреть или сделать. Ты просто эгоист. Я слышать больше не хочу об этом. Понял меня? Прекрати сейчас же! Или мы возвращаемся домой. Понял?
– Да, папа. Прости, – шепчет Тим, и по щеке его катится крошечная слезинка.
– Отлично. – Я снова завожу мо-
тор. – Нечего плакать, молодой человек, совершенно не о чем. В конце концов, мы едем в зоопарк. Разве нет?
– Дорогая, – обращаюсь я к жене, – ты взяла те красивые альбомы, которые я купил перед поездкой?
– Конечно, милый. Вот они.
Катя, пошарив в сумке, достает альбомы (на обложках написано крупными яркими буквами «Хищники зоопарка») и протягивает один Тиму, второй Джеку, а заодно карандаши и планшетки.
– Дети, эти альбомы помогут вам лучше подготовиться к экскурсии, больше узнать про хищников. Посмотрите, выполните задания. У вас пять минут. А потом мы вас послушаем.
Мальчики погружаются в работу.
– Время! – объявляю я через три минуты, раньше назначенного времени, потому что Тим начал бездельничать. – Послушаем Тима. Давай, сынок, вопрос номер один: кто из хищников зоопарка тебе больше всего нравится?
– Шлоник, – отвечает Тим, вызывающе глядя мне прямо в глаза.
– Нет, – стараюсь я сохранять спокойствие, – слоненок не хищник. Джек?
– Тигр, – выпаливает Джек надменно, чувствуя свое преимущество. И чтобы сделать победу окончательной, добав-
ляет: – В зоопарке живут и другие животные из семейства кошачьих. Львы, например. Мне нравятся хищники.
– И мне, сынок. Ты хорошо потрудился. Мама, дай-ка нашему умнику еще печенья.
– Вопрос номер два. Тимми, я уверен, у тебя получится. Что едят хищники?
Повисает недолгая пауза. Тим чувствует себя голодным, обиженным.
– Папа, я скажу… Шлоников...
– Интересный ответ. Но неверный. Мясо. Вот что едят хищники. А в остальном я допускаю, что тигры могут есть слонов. Но только очень немногие тигры. И снова победа Джека. Отличная работа, сынок.
Тим уже откровенно плачет, роняя слезы на лист альбома, размазывая записанные ответы. Пора забирать книжки.
– Мама проверит остальные ваши ответы.
Катя забирает книжки, подсчитывает баллы:
– Джек – пять баллов из пяти возможных. Отлично. Тим – ноль баллов из пяти. И много грязи. Плохо. – Жена протягивает Джеку еще одно печенье, а сама ласково смотрит на Тима, гладит его по голо-
ве. – Дружок, мы должны вместе работать, чтобы справиться с программой, это ведь все для вашей пользы. Тим, забудь пока о слоненке. Может, мы потом когда-нибудь вернемся и посмотрим на него.
Тим непоколебим:
– Но ведь шлоника сейчас будут показывать. Он сейчас родился. Он уже не будет маленьким потом. Я хочу увидеть его сейчас. Почему нельзя сейчас?
– Почему, Тим? – Я уже подъезжаю к зоопарку и понимаю, что мы подошли к финальной точке дискуссии. Пора разрушить убежденность сына. Ведь я профессионал, в конце концов. – А зачем мы вообще едем в зоопарк? Мы едем, чтобы что-то увидеть, узнать. Слонов мы видели раньше. Помнишь? В прошлом году мы изучали травоядных. Опять слоны? Все время слоны? Подумай сам. Ведь каждый раз мы хотим узнать что-то новое, что-то изучить в каждом путешествии. Мы все заранее планировали. И приехали в зоопарк не просто глазеть на все подряд, смеяться, гулять, играть. Возможно, некоторые семьи именно так проводят время в зоопарке. Но не мы. Мы приезжаем учиться – учиться важным вещам, которые пригодятся в жизни. Вам необходимо знать хищников. И если мы не сконцентрируемся на этом, то ничему не научимся. Понял?
Я смотрю на сына, ожидая услышать привычное:
– Да, папа.
Тим смотрит в окно, слезы катятся по его щекам, он утирает их рукавом.
– Ничего, малыш. Ты пока не заработал ни одного печенья за всю дорогу. Но впереди целый день, ты сможешь отличиться в зоопарке. Только помни, никаких слонов сегодня.
Джек уже нетерпеливо разглядывает ворота зоопарка:
– Папа, будет здорово сегодня.
– Точно, сынок. – Я улыбаюсь Кате, Джеку. – Будет здорово.
Все уже хорошо. Мы улыбаемся друг другу. Тим все смотрит в окно.
На рекламном щите у входа в зоопарк указано время посещения слоновника, расписание сеансов фильма о первых днях жизни слоненка: «Приходите посмотреть на нашего малыша слоненка Тима. Слоненок Тим только родился и уже ходит. Новорожденный слоненок – свежая новость на канале новостей».
Тим читает плакат, шевеля губами, и мечтает, как и его тезка по другую сторону решетки, если только слонята мечтают, выбраться из клетки. И в последней надежде Тим кричит:
– Смотрите! Вот шлоник, его зовут Тим, как меня! Вы видели?
Но нам некогда смотреть на плакат, мы заняты поиском места для парковки. Наконец Джек видит пустой промежуток в ряду машин, показывает пальцем, и мы прижимаемся к тротуару, обгоняя такой же семейный фургончик. До чего сообразительный и шустрый мальчишка наш Джек.
– Тим, мы ничего не видели. Да и что за имя для слоненка – Тим? Слишком маленькое для слона, даже для новорожденного. Ну все. Вылезайте, приехали.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|