Вторая тетрадь
школьное дело |
Может, перестанем воспитывать?
Как любить и уважать своего ребенка? Самого обыкновенного, далеко не идеального. И ленивого, и непослушного, и неорганизованного… «Да его не любить – спасать надо!» А он еще и учиться не хочет, тройки-двойки получает. «Надо меры принимать, иначе что из него вырастет?»
Эти мысли – «о его же благе» – переводят наше общение с ребенком в знакомый режим: мы одергиваем, понукаем, ставим на место, читаем нотации, обрушиваемся с криком. А поводов, чтобы сказать: «За что его уважать-то?» – находится предостаточно.
В таких случаях принято напоминать родителям о том, что любовь и уважение к ребенку не могут зависеть от его успехов и хороших поступков, от послушания или спокойного характера; что эти чувства безусловны и не поддаются измерению в количественных единицах. Да и насилием ничего хорошего не добьешься. Но взрослые, умом это понимая, продолжают воспроизводить ту же родительскую практику, которая применялась к ним. Как отбросить поведенческие шаблоны и начать взаимодействовать со своими детьми вживую?
Для начала послушаем, что о детско-взрослом общении думают сами дети,
третьеклассники нашей гимназии.
…Когда что-то не получается или совершен проступок, начинают сразу обвинять: «С тебя это все началось, не надо было драться или браться, не надо было делать то и се». Конечно, надо указать, но не надо нас в это тыкать и тыкать, как котенка. Ведь можно просто нормально поговорить вместе.
…Мы дети, но хочется иметь дело, которое делал бы сам. Взрослые всегда говорят о том, что их недооценивают на работе, а сами так же недооценивают детей, во все вмешиваются.
…Если мы получаем двойки или тройки, не надо бы на них зацикливаться, постоянно припоминать, ругать, надо как бы забыть об этом и идти дальше. На плохих моментах не надо останавливаться.
…Некоторые из нас просто не могут получать тех отметок, которых от них ждут родители. Ведь способности у всех разные.
…Не надо сравнивать нас с другими. Даже если другой более хороший.
…Хвалят только за большие достижения, да и то это получается недушевно, просто будто вам надо похвалить, вот и выходит сухо: «Молодец». А похвала очень нужна. Даже если все плохо!
…Наказания должны быть. Но без рук, унижений, издевок. Если мы провинились и нас лишили чего-то, то это нормально. А если нас за это избили, то это очень плохо.
…Лишили игры в машинки, а на компьютере играть разрешили. Я бы на их месте вообще лишил развлечений.
…Часто родители срываются на детях, когда усталые или у них плохое настроение.
…Мы все время боремся с родителями, боремся, жизнь дома превращается в войну.
…Надо учиться понимать настроение родителей и действовать по ситуации; их тоже надо хвалить, делать им приятные вещи.
Теперь мы ясно видим, что вопрос об уважении к ребенку в одностороннем порядке не решается. Ни взрослая сторона, ни детская в одиночку «уважать себя заставить» не могут. Потому что стремиться следует вовсе не к «безусловности» уважительного отношения в семье и тем более не к «заслуженности» уважения, а совсем к другому. К умению понимать близких людей, поддерживать в трудную минуту, доверять друг другу. И дети готовы «нормально поговорить вместе» с взрослыми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|