Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Надежда БОЛСУНОВСКАЯ,
педагог-психолог
Кbolsunovskayan@mail.ru

Может, перестанем воспитывать?

Как любить и уважать своего ребенка? Самого обыкновенного, далеко не идеального. И ленивого, и непослушного, и неорганизованного… «Да его не любить – спасать надо!» А он еще и учиться не хочет, тройки-двойки получает. «Надо меры принимать, иначе что из него вырастет?»

Эти мысли – «о его же благе» – переводят наше общение с ребенком в знакомый режим: мы одергиваем, понукаем, ставим на место, читаем нотации, обрушиваемся с криком. А поводов, чтобы сказать: «За что его уважать-то?» – находится предостаточно.

В таких случаях принято напоминать родителям о том, что любовь и уважение к ребенку не могут зависеть от его успехов и хороших поступков, от послушания или спокойного характера; что эти чувства безусловны и не поддаются измерению в количественных единицах. Да и насилием ничего хорошего не добьешься. Но взрослые, умом это понимая, продолжают воспроизводить ту же родительскую практику, которая применялась к ним. Как отбросить поведенческие шаблоны и начать взаимодействовать со своими детьми вживую?

Для начала послушаем, что о детско-взрослом общении думают сами дети, третьеклассники нашей гимназии.

…Когда что-то не получается или совершен проступок, начинают сразу обвинять: «С тебя это все началось, не надо было драться или браться, не надо было делать то и се». Конечно, надо указать, но не надо нас в это тыкать и тыкать, как котенка. Ведь можно просто нормально поговорить вместе.

…Мы дети, но хочется иметь дело, которое делал бы сам. Взрослые всегда говорят о том, что их недооценивают на работе, а сами так же недооценивают детей, во все вмешиваются.

…Если мы получаем двойки или тройки, не надо бы на них зацикливаться, постоянно припоминать, ругать, надо как бы забыть об этом и идти дальше. На плохих моментах не надо останавливаться.

…Некоторые из нас просто не могут получать тех отметок, которых от них ждут родители. Ведь способности у всех разные.

…Не надо сравнивать нас с другими. Даже если другой более хороший.

…Хвалят только за большие достижения, да и то это получается недушевно, просто будто вам надо похвалить, вот и выходит сухо: «Молодец». А похвала очень нужна. Даже если все плохо!

…Наказания должны быть. Но без рук, унижений, издевок. Если мы провинились и нас лишили чего-то, то это нормально. А если нас за это избили, то это очень плохо.

…Лишили игры в машинки, а на компьютере играть разрешили. Я бы на их месте вообще лишил развлечений.

…Часто родители срываются на детях, когда усталые или у них плохое настроение.

…Мы все время боремся с родителями, боремся, жизнь дома превращается в войну.

…Надо учиться понимать настроение родителей и действовать по ситуации; их тоже надо хвалить, делать им приятные вещи.

Теперь мы ясно видим, что вопрос об уважении к ребенку в одностороннем порядке не решается. Ни взрослая сторона, ни детская в одиночку «уважать себя заставить» не могут. Потому что стремиться следует вовсе не к «безусловности» уважительного отношения в семье и тем более не к «заслуженности» уважения, а совсем к другому. К умению понимать близких людей, поддерживать в трудную минуту, доверять друг другу. И дети готовы «нормально поговорить вместе» с взрослыми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru