Вторая тетрадь
школьное дело |
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Еще Ушинский говорил, что в школе ничего нельзя сделать, минуя учителя. Это утверждение сегодня особенно актуально, когда руководители всех рангов и уровней планируют в школах разнообразные перемены. Как показывает практика, члены педагогических коллективов нередко сопротивляются этим изменениям. И необязательно в форме открытого недовольства. Эффект сопротивления, утверждает старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами АПКиППРО Дмитрий Фишбейн в статье «Основная функция руководителя школы: управление изменениями» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2007 год), в том и заключается, что люди внешне не показывают своего несогласия с тем или иным изменением, но внутренне активно его отвергают. Такую позицию характеризует понятие «внутреннее увольнение»: когда учитель остается на своем рабочем месте, но трудится совсем не так, как требует ситуация. Причем скрытое противодействие возникает даже в тех случаях, когда перемены осуществляются в интересах педагогов. В чем причина?
Исследование «Решение» Центра управленческого консультирования выявило пять источников сопротивления новшествам. Во-первых, люди не хотят перемен, опасаясь, что они приведут к увеличению объема их работы. Вторая проблема – в том, что начальственное, административное навязывание перемен обычно встречается в штыки. Руководителю с низкой управленческой культурой издать приказ, «поставить задачу» проще, чем убедить коллектив в необходимости изменений, найти весомые и правдивые аргументы в их пользу. Следующая причина – недоверие к руководителю, инициатору реформ. Противодействие может возникнуть также в тех случаях, когда игнорируются школьные традиции. И наконец, пятый фактор, усиливающий страх перед новациями, – «революционность» изменений.
Дмитрий Фишбейн рассказал в своей статье и о методах преодоления сопротивления. Основная мысль: самое разумное – использовать только демократичные методы. Приказ, даже громкий, не даст результата. Лучший способ склонить коллектив на свою сторону – как можно полнее информировать учителей обо всех аспектах изменений, привлекать их к принятию решений.
В этом же номере журнала опубликована статья педагога-психолога Ольги Дьяковой «Диагноз: неуспеваемость». В ней раскрываются представления учителей, родителей и психологов о причинах школьной неуспеваемости. Оказывается, их взгляды существенно различаются между собой. По данным исследования кандидата педагогических наук Галины Мониной и детского психолога Елены Панасюк, педагоги главными причинами неуспеваемости считают здоровье (60% опрошенных), семейные проблемы (32%), низкую самооценку ученика (16%), тревожность (18%), педагогическую запущенность (24%), сложность программы (16,5%). С точки зрения родителей, большое количество двоек обусловлено прежде всего неинтересным преподаванием предмета (36% опрошенных), ленью ребенка (32%), недостатком внимания у детей (28%), отсутствием индивидуального подхода (24%), большими учебными нагрузками (24%). По мнению психологов, следствием плохой учебы становятся амбиции родителей (30% опрошенных), незрелость психических функций детей (28%), недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся (28%), различные нарушения здоровья детей (20%).
Авторы исследования пришли к выводу, что справиться с этой проблемой можно только при условии комплексного подхода, учета всех позиций.
Тема моды необычайно притягательна для подростков. Учитель биологии Е.Носова предлагает поговорить с ребятами о современных модных тенденциях и о влиянии модных способов самовыражения на здоровье. Как пишет Носова в статье «Влияние современной моды и здоровье» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»,
№ 1 за 2007 год), тату с использованием хны крайне опасны. В состав красителя входит очень сильный аллерген.
А увлечение пирсингом довольно часто приводит к инфекционным воспалениям на месте прокола, кровотечениям, незаживающим ранам и образованию шрамов и рубцов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|