Вторая тетрадь
школьное дело |
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
В.М.Минаева
Психолого-педагогический
практикум
М.: Академический Проект,
Трикста, 2004.
Психологи в российских школах появились уже довольно давно, но пока мало кто понимает, как их приспособить для чего-нибудь полезного. Я склонна верить, что они на самом деле много знают и умеют. Но не догадываются, что именно от них нужно остальным обитателям школы. А учителя, обремененные кучей проблем, не представляют себе, о чем и как спрашивать психологов.
А тем временем в вузах готовят специалистов: педагогов-психологов, тех самых, кто чудесным образом соединит в себе знания и умения из обеих профессий. Книжка предназначена для них. Уже на первой странице сообщается, что мы там найдем: «Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности». И надо сказать, последующие главы вполне соответствуют обещаниям.
Автор предлагает систему занятий, посвященных многим насущным школьным проблемам: гуманистическое обучение и воспитание, взаимоотношения между педагогами и детьми, родителями и детьми, адаптация подростков, психологический климат в школе. Для изучения каждой темы – по три главы: введение, практическое занятие, словарь терминов и рекомендуемая литература. Во введении можно найти лишь суховатое теоретическое изложение, а вот практические занятия содержат игры, упражнения, опросники, тесты с ключами и задания для самостоятельной работы. Эти задания, конечно, предназначены для студентов, но если вы решите поработать над какой-то из тем, их вполне можно использовать. Придется только уговорить нескольких коллег присоединиться к вам: некоторые задания предполагают групповую работу. Возможно, в результате читатели и не станут психологами в области образования, но уж точно смогут обращаться к этим специалистам с грамотно сформулированным запросом.
Майкл Фуллан
Новое понимание реформ в образовании
М.: Просвещение, 2006.
Реформа образования идет полным ходом, причем не только у нас в стране. И эта книжка, очередная в серии «Образование: мировой бестселлер», помогает составить представление о масштабе процесса, об отношении к нему всех субъектов, о проблемах и путях их решения.
Многочисленные цитаты из книг, сходных по тематике; фрагменты высказываний учителей, учеников, управленцев; цифры из проведенных исследований – все это убеждает в том, что автор занимается проблемой образовательных реформ давно и основательно. Особенно же привлекает то, что при всей сложности темы автор умудряется рассказывать о ней вполне доступным и понятным языком («нельзя заявлять, что самое главное – смысл, а затем писать малопонятный трактат по этому поводу»).
Содержание разбито на части, из которых можно выбирать то, что тебе интереснее и ближе. Нужно лишь прочитать предисловие, где автор подробно анонсирует содержание всех трех частей.
В первой содержится общий взгляд на историю, структуру и глобальные результаты реформы. Даются и общие рекомендации. Вот названия лишь некоторых глав: смысл образовательных перемен; причины и процессы реализации и продолжения изменений; планирование, реализация и преодоление трудностей при проведении изменений.
Вторая часть посвящена непосредственным участникам образовательного процесса: учителю, директору школы, ученику, управленцу окружного уровня, консультанту и родителям. О каждом из них автор рассказывает со знанием дела. И несмотря на то, что имена и названия городов западно-европейские и американские, многое кажется удивительно знакомым. Фрагменты из анкет, описывающие тяготы директора школы, учительские проблемы, отношение учеников к учебе до боли напоминают высказывания наших педагогов и детей. Именно поэтому анализ проблем и ситуации, предложения и рекомендации автора вызывают доверие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|