Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ОРИЕНТИРЫ
 

Евгения СОКОЛОВА

Каждый проект ко двору.
Школьному

Обустройство прилегающей территории как образовательная ситуация

Зимой, как правило, школьные дворы безлюдны. Но дело не в холодах и плохой погоде. Школьников, тех, кто на полном дне, на продленке (то есть остается в школе до 6–7 часов вечера), порой приходится чуть ли не силой гнать на прогулку.
А они во двор не идут, потому что там нечего делать, разве что парами по кругу ходить. И если мы хотим, чтобы к весне школьный двор выглядел иначе, чтобы дети захотели выйти туда на перемене, после уроков, заниматься этим нужно сейчас, пока все еще завалено снегом и есть время подумать, рассчитать, учесть интересы и малышей, и подростков, найти точку приложения сил и талантов для всех граждан школы.

Мечты и планы

Сначала, как обычно, собирается инициативная группа самодеятельных ландшафтных дизайнеров, состоящая из увлеченных детей, родителей и педагогов. Можно помечтать, вспомнить устройство старинных монастырских дворов и дворянских парков, обычных городских двориков середины ХХ века, где были всегда организованы пространства, разные по назначению, но одинаково важные для жизни человека: для общения и уединения, для шума и тишины, суеты и покоя.

Конечно, сразу возникнут в разговоре горки – качели. Понятно, что они всем нужны. А потом вдруг кто-то скажет: «А беседка?» В школьном дворе должна стоять беседка. Деревянная, со скамеечками и столиком посередине. Наверняка найдутся старшеклассники, которые в трудовых мастерских эту самую беседку сделают как свою проектную работу.

Что же дальше? А дальше, возможно, появится идея зеленого класса. Так и представляется: малыши тащат складные стульчики на площадку, обрамленную пестрыми цветами, расставляют их в кружок, и учительница начинает урок.

А еще шалашики. Какой же школьный двор без шалашиков? Чтобы можно было уйти от всех, спрятаться, и чтоб никто тебя не видел и ты никого. Тоже важно. Шалашик – место уединения…

Конкурс гнезд и дворцов

Когда таких мечтаний наберется достаточно, появится возможность сделать какой-то управленческий шаг, проявить потребности, ожидания и возможности ребят, учителей и родителей. Инициативная группа договорится с администрацией и советом школы, с Попечительским советом, и все вместе объявят общешкольный конкурс по обустройству школьного двора.

Цель – наполнить школьный двор спортивными, туристическими, игровыми сооружениями, чтобы в нем было интересно всегда и всем. Кто может принимать участие в конкурсе? Все – школьники, учителя, родители. Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Какие проекты принимаются на конкурс? Принимаются как проекты благоустройства школьного двора в целом, так и идеи оформления отдельных его участков: беседки, грядки, «гнезда на деревьях» (деревянные настилы между ветвей, чтобы было куда забраться и посекретничать, поглядеть на мир сверху), спортивная полоса препятствий, «окопчики для игры в войнушку», средневековый замок (раскрашенная фанера или доски с открывающимися дверями, окнами, с развевающимися флагами и гербом над воротами), сцены для представлений и так далее. Приветствуются проекты, дающие возможность в теплые дни проводить уроки на воздухе, особенно для начальной школы.

По каким критериям будут оцениваться проекты благоустройства? Проект должен быть привязан к местности. То есть должно быть понятно, где стоит то или иное сооружение. Для этого всем желающим должны быть выданы точные копии планов местности.

Необходимо составить план работы, оценить ресурсы, как человеческие, чтобы все желающие могли включиться в реализацию проекта, так и материальные.

Проект должен быть бережным по отношению к уже существующей среде, чтобы деревья не пришлось вырубать.

Все сооружения должны быть безопасны для жизни и здоровья ребят.

В какой форме проекты принимаются на конкурс? Это могут быть макеты, рисунки, чертежи с описаниями. Описание проекта должно занимать не более двух листов.

Авторы свои имена записывают на бумажки, запечатывают в конвертики и отдают на хранение в конкурсную комиссию (лично в руки ее председателю – учителю истории, например), а сами проекты сдаются под девизами, скажем: проект «Спорт», проект «Зеленый класс». Теперь жюри будет оценивать работы объективно, не присуждая баллы «любимчикам». А главное – появляется интрига: кто же стоит за тем или иным проектом: группа родителей? малыши? продвинутый старшеклассник? Имена авторов проекта-победителя станут известны только в день оглашения результатов конкурса. Если есть возможность, стоит назначить призовой фонд конкурса помимо почетных грамот и всенародной славы, обеспеченной победителям.

Необходимо четко обговорить временные рамки: сроки подачи проектов, сроки работы жюри, сроки объявления результатов и вскрытия конвертов с именами победителей.

Пробуждение от спячки

Понятно, что сначала желающих принять участие в конкурсе будет совсем немного. Поэтому, чтобы дело пошло, нужно всколыхнуть ребят какой-то ошеломляющей школьной акцией. Например, в холодный зимний день, пока еще снег лежит за окном, по всей школе вдруг раздается пение птиц, на перемене, конечно. И школьный радиоузел громко сообщает: внимание, внимание, на следующей перемене на первом этаже состоится презентация конкурса на лучшее оформление школьного участка! И так несколько раз.

Заинтригованные призывами школьного радио, ребята и учителя собираются на этаже, где ведущие презентации (хорошо, если ими станут старшеклассники и учителя) ставят перед ними вопрос: что бы вы хотели увидеть на нашем пришкольном участке? Предложения принимаются новые, необычные, но из разряда необходимого. Ребята накидывают из толпы идеи: построить трибуны на стадионе, бассейн… Даже магазин кто-то захотел – чтобы не бегать за чипсами через дорогу. Понятно, что идея строительства магазина быстро отпадет из-за очевидной нереальности, а бассейн вполне может остаться, если сократится до небольшого прудика размером с тазик, украшенного керамическими щуками и лебедями, созданными в школьной мастерской.

Затем ведущие предлагают создать две команды и на следующей перемене снова спуститься на первый этаж. Теперь на больших, заранее подготовленных на ватмане планах школьного двора (эти планы можно взять у школьного завхоза, они у него есть точно по причине его должностных обязанностей) две команды, участницы блиц-турнира, привязывают к местности все эти фантазии. То есть стараются приклеить на план бумажки с соответствующими надписями: бассейны, беседки, туристические полосы препятствий…

Делать все приходится быстро, перемена короткая. Но достаточно толково. Потому что на следующей перемене, еще через урок, – защита плана. Нужно выступить и внятно объяснить, что где и почему оно там, а не в другом месте. Награждение победителей – в конце следующей перемены: сегодня все участники команд будут пить чай с тортом, радоваться своей стремительности и обсуждать, каким станет школьный двор через пару месяцев.

Планы еще целую неделю будут висеть в холле на виду у родителей, учителей и школьников, а рядом с ними – яркие призывы-обращения ко всем взрослым: приходите к нам, приносите свои идеи, становитесь соавторами замечательного дела окультуривания окружающего школу пространства.

Только после подобной акции есть надежда, что в оргкомитет конкурса начнут поступать заявки. Здесь важно не ждать у моря погоды. Но и не заставлять, не прибегать к административным ресурсам. Двор не терпит принуждения. В нем всякое случается. Вот и в конкурсе проектов может случиться, что заявок пришло много, а сделать шаг от заявки до проекта смогли не все заявители: кто передумал, у кого времени не хватило – двойки по химии исправлять надо. Чтобы не наткнуться на этот подводный камень, лучше заручиться поддержкой взрослых, которые помогут ребятам довести идею до состояния проекта. Это может быть классный руководитель, учитель труда, биологии или любого другого предмета, если он увлекается цветоводством, туризмом и может после уроков задержаться с ребятами для работы над проектом. Идеальный вариант – родитель, готовый пригласить компанию проектантов вечером домой.

Книга отзывов

И вот наконец, ближе к весне, заканчивается срок подачи конкурсных работ, назначается день выставки проектов. Выставку можно совместить с открытым заседанием жюри, оценивающим проекты и присуждающим места. А если проектов много, заранее договориться о номинациях: «самый оригинальный проект», «самый спортивный», «самый романтический»…

Конечно же, в жюри будут и ребята, и взрослые. Но у всех уроки, все заняты, а на дворе зима: такими еще кажутся далекими эти дворовые заботы. Однако если жюри на красочных открытках с указанием дня и часа лично пригласит «почтить своим присутствием выставку и принять участие в рассмотрении конкурсных работ» экспертов по ландшафтному дизайну (учитель биологии), архитектурному дизайну (учитель ИЗО), по спортивному пространству школы (учитель физкультуры), проектно-сметной документации (учитель математики), по безопасности жизнедеятельности (завхоз), по игровому пространству для начальной школы (учителя начальной школы), эстетике школьного двора (директор), по чертежам, и рисункам, и макетам, то скорее всего найдется время и придут заинтересованные зрители, чтобы оставить свои экспертные суждения в книге отзывов – нескольких листах бумаги, разложенных на отдельном столе в окружении карандашей и ручек. Хорошо также учредить приз зрительских симпатий, чтобы даже случайно забредшие на выставку посетители могли выразить свое отношение к проекту «шалаш» или «зеленый класс»…

Итак, выставка состоялась. Жюри назвало победителей. Теперь – следующий шаг. Надо звать выпускников и родителей, создавать мозговой трест, доводить проект до серьезного уровня, с соответствующими чертежами, документацией, учетом техники безопасности, особенностей почв двора. Ведь до весны времени осталось совсем немного.

P.S.

Из книги отзывов, которая может стать источником ценных идей и даст возможность многим ребятам почувствовать себя соавторами преобразований, даже если у них нет времени на разработку самостоятельного проекта

«Хочется, чтобы на территории нашей школы был лабиринт, можно сделать его из кустарника, а можно из фанеры».

«Идея замка-ширмы мне видится в соединении с местом уединения. Замок мог бы отгораживать часть территории школы от шума и гама».

«Не будем забывать, что много времени у нас двор заметен снегом, должны быть проекты зимнего оборудования или трансформации летних форм в зимние».

«Любые сооружения на территории школы травмоопасны. Поэтому любое строительство требует проведения инженерных расчетов нагрузки. Такую работу необходимо будет провести».

«Может быть, и хорошо, что в представленных проектах нет цветов. Пространство школьного двора ребята – авторы проектов – видят как многофункциональное. Тут у них и туризм, и сцены, и замки, а цветами все это можно украсить потом, когда все встанет на свои места».

«Если беспокоимся о безопасности, давайте полосу туристических препятствий сделаем из резиновых деталей, типа шин от машин».

«Гнезда надо делать не на деревьях, а на столбах, потому что деревья жалко, а столбы можно обвить искусственным плющом, и будет как дерево».

«Идея росписи качелей, скамеек изображениями стрекоз и божьих коровок – самая лучшая!»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru