Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Берлин – Москва

Когда оценка продвигает вперед,
а не ставит на место

Из опыта работы продуктивных школ

В конце каждой четверти или очередного полугодия мы привычно подводим итоги, объявляем результаты… Но зачем? Чтобы показать, чему сумели (или не смогли) научиться наши ученики? Чтобы похвалить или отругать их? Тем более что вернувшись после каникул, словно начинаем жить заново: об отметках прошедшего периода вспоминаем редко.
Об этом я задумалась, посетив берлинские проекты «Продуктивного образования». Дело было в начале второго учебного триместра (там учебный год делится на три части), и именно в это время молодых людей (ученики от 14 до 18 лет) знакомили с результатами первого триместра: им раздали «пойнты» (баллы), заработанные в ходе учебы, и подробные характеристики, написанные учителем. Раздали для того, чтобы каждый ученик подумал, что он должен сделать, чтобы быть успешнее в предстоящей учебе. Но как это сделать? Как избежать менторских указаний вроде «ты обязан, ты должен» и повернуть ситуацию на эффективную рефлексию и серьезное планирование своей учебы?

Особенности проекта

В двух словах об особенностях продуктивных школ. В них учатся по особой, абсолютно индивидуальной программе, причем в школе ребята бывают только два дня в неделю. Остальное время (три дня в неделю, по 6–7 часов в день) ученики работают в городе на тех местах, которые сами выбрали и нашли как места практики. Вернувшись в школу, ребята ищут ответы на вопросы, с которыми столкнулись во время практики, составляют индивидуальные учебные планы и работают по ним.

Как минимум четыре урока в школе посвящены общению. Их так и называют – «коммуникативные группы», некоторый аналог наших классных часов. На группах обсуждается то, что произошло за неделю с каждым из ребят, проводятся дискуссии, обсуждения возникших проблем. Такая группа общения была проведена утром в день моего посещения школы. А перед окончанием занятий учитель организовал совсем другую работу.

Подготовка

Итак, начало второго триместра. Как и всегда, к этой работе учительница Хильдбург Фрайник готовилась основательно: она планировала раздать ребятам бумаги с их результатами за первый триместр.

Почему результаты раздают сейчас? Об этом нужно было подумать раньше! Примерно так думала я, когда шла вслед за учителем в класс.

Хильдбург распечатывала бумаги несколько часов: все должно быть не только точно, но и красиво. Каждому ученику будут розданы отметки и педагогическое резюме наблюдений за его работой (учебой). На столе в учительской папка с бумагами, рядом – три блюдца. На них – шоколадки. «Ольга, ты знаешь, они такие молодцы, все успешно закончили первый триместр, только одна девочка «провалилась» – но там такая сложная ситуация… это моя боль. Зато остальные!» Хильдбург попыталась взять все, что приготовила, но не смогла – рук-то только две. Я прихватила папку, она – шоколад (подарок должен быть вручен лично!), и мы отправились в класс.

А может, и здорово, что о результатах предыдущего триместра говорят именно сейчас?! О том, что происходило, ребята и так знают: каждую неделю писали самоанализ, обсуждали свои победы и поражения. И именно теперь, когда, вернувшись после каникул, они снова приступили к учебе, – самое время вспомнить все, что произошло с начала учебного года, подумать о том, что стоит изменить. Похоже, анализ собственных результатов в начале триместра имеет особый смысл.

От счастья до несчастья…

«Я вами горжусь! Вы самая лучшая группа в школе». – Хильдбург поставила блюдца на парты.

Первые слова, сказанные учительницей, очень важны. С чего я бы начала разговор о результатах? Точнее, с чего обычно начинала? Говорила о том, что закончилась четверть, говорила, кто чего достиг... Жаль, что ни разу не сказала, что горжусь своими учениками. Тем более что это – чистая правда. Все нуждаются в поддержке, тем более дети.

Документы получил один, второй, третий…

– Фрау Фрайник! Я собиралась спорить с вами по каждому пункту!

– Спорь, пожалуйста.

– Не буду.

– Почему?

– А вы в каждом пункте правы.

Диалог был очень показательным. Что должна была написать учительница, чтобы подросток понял, что его позиция далека от идеальной, что нужно работать над собой, чтобы добиться результатов?

Однако не все ребята оставались веселыми. Двое, Линда и Эндрю, сидели как в воду опущенные.

– Фрау Фрайник, я думаю, что вы не должны были писать, что мне нужна помощь мамы.

– Но ведь тебе действительно нужна помощь, кто же поможет, если не она?

– Вы же знаете наши отношения. Эта фраза… Эта фраза…

– Хорошо, я могу заменить «маму» на «взрослых». Но помощь тебе необходима, поэтому всю фразу я убрать не могу. Так будет лучше?

– Да, спасибо.

Девушка восприняла ответ учителя спокойно: именно так и должен был ответить человек, уважающий и понимающий ее.

А ребята еще раз убедились: если есть проблема, о ней можно (и нужно!) сказать учителю. В этом нет ничего страшного.

Эндрю молчал.

До этого момента он был душой группы: веселый, общительный. Первым подошел ко мне: «Ой, вы к нам? Из России? Вы будете говорить по-английски, а я все переведу на немецкий!» Постоянно нянчился с маленькой дочкой одноклассницы, которой не с кем было дома оставить ребенка.

Теперь он развернул кепку, которую не снимал весь день, задом наперед. От огорчения?

Глаза опущены… Беда да и только. Одноклассники подсели к нему поближе. Молчаливое: «Ничего, мы с тобой, мы поможем…»

Думаю, они хорошо понимали, почему Эндрю расстроен. Его учеба проходила на их глазах – никаких секретов. Каждый мог оказаться на его месте: так много в жизни интересного, так трудно справиться со своими желаниями.

Тем временем все продолжали внимательно читать. В классе, который целый день гудел как улей, стояла почти полная тишина.

Интересно, как они будут обсуждать результаты? Наверное, каждый скажет о своих планах...

Ничего подобного. Никакого обсуждения явно не планировалось. Напоследок Хильдбург нашла способ развеселить ребят: «Ольга, спой им “А-паса-паса-паса”». Надо сказать, что более глупой песни я не встречала, это скорее шутка, выплеск энергии, а не песня. Однажды, пытаясь развеселить моих коллег и друзей из «Продуктивного образования», я спела ее на одном из «пати» после очередного конгресса. Но и представить себе не могла, что когда-нибудь меня попросят спеть эту песню школьникам из чужой страны. «Пожалуйста, ну чего тебе стоит…» Хорошо. Начинаю.

Отстукиваю ритм на парте, пою. Звуки и удары все сильнее… Что я вижу?! Голова Эндрю медленно поднимается… Вот он уже смотрит на меня, чуть улыбаясь… А теперь улыбка, как и пару часов назад, озаряет его лицо. Линда хохочет.

«Спасибо, Ольга. Спасибо всем! До завтра, ребята». – Хильдбург заканчивает работу.

Понятно: учитель завершил работу на положительной ноте, для этого понадобилась моя помощь. Только где же группа общения? Раздали бумаги, все их прочитали, несколько слов вслух – и до свидания. Какой же смысл в таком подведении итогов?

После занятия

Я вышла вместе со всеми, потом вернулась в класс. Хильдбург разговаривала с одним из учеников тет-а-тет. Вышла во двор школы: ребята толпились у ворот и обсуждали свои результаты. Судя по всему, группа общения продолжалась, только в разных местах.

Конечно, и я не удержалась, подошла к Эндрю.

– Что случилось? Почему ты так расстроился?

– Понимаете, баллы, которые я получил, совсем не такие, какие ожидал. Правда, я прекрасно понимаю, почему это произошло. Я занимаюсь спортом, и это отнимает уйму времени. В конце прошлого триместра я часто плохо выполнял работу… действительно халтурил. В общем, теперь передо мной сложный вопрос: либо учеба, либо спорт. Я должен принять решение. Но это так трудно: я очень люблю спорт! Хотя понимаю, что сейчас учеба важнее – нужно как можно лучше закончить школу, сдать экзамены.

...Вечером того же дня мы с Хильдбург встретились, и она начала разговор:

– Тебе было интересно с нами? Не знаю, о чем они теперь, после этой коммуникативной группы, думают, какие выводы для себя сделают? Кстати, что Эндрю сказал тебе? Он во многом сам виноват в том, что произошло: много занимался спортом, пропускал занятия, а теперь ему стыдно перед родителями...

– Именно об этом он и рассказал, почти слово в слово.

– Да? Это делает ему честь, молодец. А ты заметила, как ребята расцвели, после того как ты спела? Мне хотелось, чтобы они получили положительный заряд энергии. Им всегда трудно, когда я раздаю характеристики. Они думают, раз мы хорошие друзья (а это действительно так!), я закрою глаза на многое. Так часто поступают тинейджеры, прикрывая друг друга, не понимая, что этим делают только хуже. Я – друг, но старший; зеркало, которое покажет все дефекты. Но они знают, что я и помогу, если будет трудно. За это они меня уважают. Теперь каждый из них принимает решение: стоит ли что-то менять в учебе или оставить все как есть. Ты видела, как внимательно они читали? Я ими так горжусь!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru