Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
 

Филипп МЕРКУЛОВ

Учимся подбирать ключи к знаниям

Несколько рекомендаций, как помочь ученику овладеть методикой интеллектуального труда

«В пять в 9 классе за контрольную восемь двоек. А что я могу сделать за две четверти, если они ничему не научились за столько лет?» Вечный стон всех учителей средней и старшей школы. Конечно, им достаются пробелы и огрехи предыдущих педагогов, работавших с данным классом. Но не только коллеги виноваты. Ученик оказывается один на один с огромными объемами информации. К сожалению, никто не учит его, как справиться с этим объемом. Да и как этому научить, если в классе сидят двадцать–тридцать совершенно разных подростков и над каждым учителем висит дамоклов меч программы, которая от класса к классу становится все более насыщенной?

Понимать задание

Половина учеников не читают задание в учебнике, а сразу бросаются что-то писать, решать, чтобы через некоторое время спросить учителя: «Я не понял, а что здесь надо было сделать?»

Очевидно, этому важному навыку – понимать задание – нужно учить особенно тщательно. Умение точно понять, что требуется, во многом решает успех при тестировании, то есть на ЕГЭ.

Первый вывод: те задания, которые мы даем детям сами, должны быть предельно четкими и понятными.

Второй вывод: недостаточно просто сказать ребенку: «Внимательно прочитай задание». Он неизбежно максимум внимания уделит содержанию самой работы. Поэтому стоит сначала предложить прочитать задание и дать на это время. После чтения задания попросите кого-нибудь рассказать, с чего он начнет работу или как должен выглядеть конечный продукт. Спросите остальных, все ли думают так же, или есть варианты. Учтите, задание в учебнике, в тесте может быть сформулировано некорректно. Обсудите варианты понимания. Предложите подчеркнуть в задании глаголы (именно они описывают, что требуется сделать), выписать их в том порядке, в котором их придется воплотить в жизнь.

Попросите найти в учебнике параграфы, где содержится материал, необходимый для выполнения заданий.

Предложите выписать ключевые термины, даты, имена, которые максимально сузят область поиска информации.

Работать с тетрадью

Тетрадь – ежедневный спутник ребенка и на уроке, и дома. От того, умеет ли он работать в ней, пользоваться ею как справочником, средством освежения памяти, во многом зависит успех его учебы. Поможем подростку освоить эту науку.

Попросим поделить каждую страницу тетради на две части: правая посвящена общим записям на уроке: то, что диктует педагог, то, что написано на доске. А в левой части ученик делает свои пометки: выделяет ключевые понятия, то, что лично ему показалось важным, записывает понравившиеся цитаты, рисует свои схемы. Левую часть можно раскрашивать разными фломастерами, выделяя цветом разделы, эмоционально или содержательно значимую информацию. Поначалу слева почти никто ничего не пишет. Но вдруг по ходу урока выясняется, что есть проблема понимания, освоения. Учитель предлагает перейти к левой половине страницы. Проблема постепенно проясняется, слева появляются записи, комментарии, схемы. Теперь можно вернуться к программному материалу, к правой половине страницы. Постепенно у большинства учеников (не у всех) слева появится довольно много записей, даже больше, чем справа. Тетрадь станет по-настоящему рабочим пространством, отражающим индивидуальные особенности ученика.

Составлять конспект

Учитель на уроке рассказал массу интересного, ученики слушали внимательно, а потом ничего не могли вспомнить, потеряли логику услышанного. Как научить их записывать основные моменты лекции, не упуская при этом нить повествования? Это одна из самых сложных задач для ученика.

Попробуем для начала разбить сложный процесс на мелкие задачи: услышать и запомнить какую-то часть. Кратко пересказать. Выбрать 5–10 ключевых слов. Расположить эти слова на листе в определенном порядке, отражающем смысловую связь. Составить на левой половинке страницы тетради личный список символических значков и сокращений, полезных при записи лекций. Рассказать по своим же записям, о чем была лекция.

Конечно, таким сложным умением за пару уроков не овладеешь. К этой теме необходимо регулярно возвращаться.

Задание для педагога: учитель, строя свой рассказ на уроке, должен заранее подумать, из каких частей состоит рассказ, какие в нем могут быть ключевые слова. Поначалу следует избегать лишних подробностей, даже шуток, которые затемняют главный смысл. Фразы пусть будут не слишком длинными, особенно хорошо воспринимаются на слух глаголы. В конце можно коротко восстановить план всего монолога, выделить логические связи. Максимальная продолжительность первой лекции – 10–15 минут.

Сначала учитель сам составит краткий конспект своей лекции и сравнит потом его с конспектами учеников. Возможно, в чем-то ученики окажутся более внимательными, а что-то педагог сможет им подсказать.

Потом преподаватель начнет сопровождать свою лекцию записью условных символов, ключевых слов на доске, чтобы по этим записям ребята в конце урока восстановили ход лекции, подумали, каких символов не хватило (установление иерархии, выделение главного и второстепенного, последовательность, причинно-следственные связи). Так постепенно осваивается новый символический язык, тренируется умение слушать и записывать (кодировать), чтобы затем по коду восстановить логику, информацию.

Через какое-то время вместо учителя к доске выйдут ученики, поодиночке или попарно, они будут конспектировать лекцию учителя у всех на глазах. При желании педагог (класс) сможет вмешаться, прокомментировать. Такое публичное конспектирование вполне достойно оценки в журнале. Законспектированный материал ученик наверняка усвоит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru