Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
 

Евгения ЛЕПЕШОВА
Кемерово, гимназия № 42
Lep-s@yandex.ru

Если нет интереса к учению

Школьный психолог проводит диагностику учебной мотивации

Вопросы «зачем я учусь, каждый день хожу в школу, делаю домашние задания?» приходят в голову подростка нередко. Однако четко сформулировать ответ для самого себя у него не всегда получается: «Надо… Все кругом учатся… Ничего другого быть не может, пока аттестат не получу». Эти и подобные выводы – о неотвратимой неизбежности образования, о повинности, которую ученик покорно или не очень покорно переносит.
С негативными последствиями такого положения вещей чаще всего встречается школьный психолог. Сегодня он уже не может ограничиться индивидуальными беседами и тренингами: ситуация настолько острая, что психологическая служба школы начала проводить собственные исследования...

«Не могу и не хочу!»

Особенность работы со школьной мотивацией в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, становится важнейшим. Ведь если определить, что мотивирует учащихся, можно понять, как эффективнее работать с ними, а значит, научиться преодолевать традиционное снижение успеваемости в 6–8 классах.

Бороться или изучать?

Не ограничиваясь общеизвестными истинами, что это снижение связано с потерей интереса к познанию и с резким снижением авторитетности фигуры учителя в глазах ребенка, мы провели в нашей гимназии свое исследование. Разработали методику диагностики школьной мотивации, цель которой – выявить не уровень мотивации, а ее ведущий тип для каждого ученика. Анализ индивидуального результата, конечно, очень важен при построении системы работы с каждым подростком. Однако очень важен и подсчет среднего результата на класс, параллель, возможность сравнения итогов. Выявление типа мотивации, преобладающего у детей одного класса, помогает педагогу действовать точнее, влиять на активные механизмы, актуальные в данной группе.

В одиночку не научишься

Предсказуемо высоким был такой мотив, как общение. Лучше и охотнее учатся, усваивают знания тогда, когда в процессе обучения есть возможность диалога со сверстниками и с педагогами. Нужно заметить, что вес этого мотива резко возрастает от класса к классу. А значит, учителю, ведущему один и тот же класс, очень важно год от года менять формы проведения уроков, все более демократизируя отношения учитель–ученик, ученик–ученик: работать в группах, проводить конференции, уроки-семинары. Вроде бы об этом часто говорят, но настоящее понимание необходимости изменений пришло ко многим учителям лишь после объявления результатов исследования.

Влияние семьи растет

Неожиданным результатом стало то, что одним из ведущих мотивов для наших шестиклассников и семиклассников, 12–13-летних подростков, является одобрение родителей. Оказывается, большинство из них начинают учиться лучше, когда получают «положительное подкрепление» дома. А вот среди одноклассников престижность хорошей учебы невысока. Это не тот критерий, по которому они оценивают друг друга.

Традиционно считается, что влияние родителей на ребенка в подростковом возрасте сильно ослабевает. Наши результаты показали, что это не совсем так: мнение родителей остается очень значимым для шести- и семиклассников.

Интересно и то, что значимо не наказание родителей за плохую учебу, не страх подвести, а именно одобрение, поощрение. Подросткам очень важно, чтобы родители замечали их успехи, как бы они иногда «на публику» ни демонстрировали обратное.

Учитель с указкой

А вот со стороны школы подростки никаких поощрений не ждут. В похвале и поддержке со стороны педагогов, оказывается, не особо и нуждаются. Однако страх наказания со стороны школы, учителя – важный мотив учебы для большинства ребят. Под страхом исключения из гимназии, вызова на малый педсовет многие стараются лучше учиться. Такой вот своеобразный «кнут и пряник» вырисовывается.

Ученик-прагматик

По всем параллелям высокий балл дала мотивация «осознание социальной необходимости». Если ученики понимают, что это конкретное знание, полученное на этом конкретном уроке, может пригодиться им в будущем – для поступления в вуз, получения желанной профессии, хорошей работы, – они учатся с большей охотой.

Преобладание этого мотива соотносится со спецификой возраста – подростки проверяют все нормы «на зуб», но они не огульно отказываются от всех правил, как принято иногда считать, просто им становится важным понимать смысл каждого правила, внутренне ощущать его необходимость. А это уж наша, взрослых, задача – донести до них этот смысл.

Отчуждение

Очень низкий балл по всем параллелям у познавательного интереса. Лишь редкие дети искренне интересуются процессом познания, получения нового знания. Также лишь единицы видят свое обучение как ту сферу, где они реализуют себя. Наверное, в подростковом возрасте для самореализации важны другие сферы. Но какие? Ведь и внеучебная мотивация стоит у подростков на последнем месте, в отличие от результатов начальной школы. Почти никто из них не приходит в школу только для того, чтобы поиграть, поучаствовать в мероприятиях, интересно провести время.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru