Вьемся нитью, свиваясь и развиваясь, шариком перекатываемся из ячейки в ячейку, игральным кубиком падаем на постороннее зеленое сукно. Работаем, работаем. Но порой останавливаемся: что же мы так-то? С собой-то? И тогда случаются такие вот строчки:
«Жизнь у меня какая-то скучная, а может, я сама такая неудобная. Живу в страхе, тоске, предчувствии. Не могу собраться, сил хорошо работать не осталось. Держусь на старом. А дома беспорядок, муж, он учитель физики, пять лет назад потерял работу. Свекровь болеет, не встает, говорит: «Сама ты обрекла себя на такую жизнь». А просвета нет и не предвидится: школу в нашей деревне закрывают, теперь буду ездить в поселок, автобус туда проходит в полпятого утра…»
Судя по тому, что эти строчки пришли в газету, другого адресата им во всей округе не нашлось. И потом: газета ведь не человек, она и не такое перемалывает, а это всего лишь мгновенный всплеск, за которым опять наступит тишина.
Но письмо у нас, и мы смотрим в школьный календарь: февраль, время собеседований с сотрудниками по поводу комфортности их существования в коллективе, обсуждение с каждым возможностей его реализации в работе, согласование оптимальной нагрузки на следующий год, обсуждение инновационных предложений… организация работы по витаминизации питания в школьной столовой.
Значит, не такое уж случайное пришедшее к нам письмо.
Мы звоним в отдел образования, в ведении которого находится та школа, где работает автор письма, и, избегая конкретности, спрашиваем: «Учителя порой чувствуют свою заброшенность, никчемность. Входит ли в ваши обязанности забота о комфортных условиях труда сельских учителей? Волнует ли вас их психологическое состояние, какую поддержку они в вас находят?» Заместитель начальника отдела охотно ответил нам:
– Во-первых, учителей мы хорошо понимаем, сами педагоги. Знаем все их трудности, даже то, что в последнее время по всем известным причинам многие из них впадают в депрессию. Но кому не знакома усталость, которая приходит к нам после какого-то периода активной работы, когда чувствуешь скуку и раздражаешься от пустяков? Тут от самого человека многое зависит, внутренние потребности у него должны быть. Надо искать новизну, выписывать газеты, журналы, сейчас много всего интересного выходит. А они впадают в спячку, ничего не хотят.
Во-вторых, директор школы чем занимается? Он должен создавать инновационное поле развития. Это его прямая обязанность. Это он должен приложить все усилия, чтобы школа перешла в режим развития. Эксперименты внедрять, чтобы вызывать у учителя профессиональный и материальный интерес, фонд надбавок у него имеется. Вот и откроется у учителя второе дыхание. И потом: методобъединения тоже не должны спать. Я вот недавно ездил на областной слет учителей года. Очень интересное было общение, получил положительный заряд. А если сидеть сложа руки, как не почувствовать себя ущемленным?
Выходит, только в управленческих циклограммах значится психологическая поддержка учителя. Реальное же отношение к его профессиональным проблемам – «сам виноват». Ну еще, может быть, консерватор-директор. Не зажег, не поманил экспериментом. У отдела-то образования свои заботы, у департамента – еще более масштабные, и чем выше уровень образовательного ведомства, тем мельче, неразличимее для него фигурка маленького учителя, затерянного в полупустой деревушке.
…Кто, где, на какой верхотуре рискует произносить эту лживую фразу: «Учитель – ключевая фигура образования»?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"