Первая тетрадь
политика образования |
РЕПОРТАЖ
Когда произвол становится нормой.
Правовой
Учителя, ученики и их родители – против реорганизации школы в поселке Краснолесье. Власти отвечают: все делается на законных основаниях. Но чего стоит закон, который
не защищает интересы детей?
Лесной поселок Краснолесье в Калининградской области. Здешняя школа в числе 65 других учебных заведений попала под областной план реформы сельской школы. Постановлением местной администрации Краснолесенская основная превратилась в начальную школу-сад. И с 1 сентября прошлого года 16 учеников должны были ездить на желтом автобусе в соседнюю школу.
Но жители Краснолесья с этим не согласились.
Вот уже полгода их дети ходят в несуществующую формально школу. А выведенные за штат учителя бесплатно дают им образование по государственному стандарту. Все попытки муниципальной и областной властей переломить ситуацию – безрезультатны. Маленький поселок с удивительным упорством отстаивает право на свою школу.
Краснолесенская школа – двухэтажное здание еще немецкой постройки с красной черепичной крышей. В минувшем сентябре сюда должны были прийти 43 ученика, старшеклассники и младшеклассники. Еще 23 ребенка – в детском саду. Для поселка в пятьсот жителей не самые удручающие демографические показатели. Может быть, помогает то, что в Краснолесье есть работа – лесхоз и гравийный карьер. Налоги с этих предприятий, кстати, составляют основную часть бюджета Нестеровского района, к которому относится Краснолесье.
Демографический прогноз еще благоприятнее – к 2010 году число детей школьного возраста должно вырасти до 48. Плюс в Краснолесье надеялись на программу переселения, инициированную губернатором Боосом. По ней в область переезжают люди из других регионов России и стран СНГ. А для переселенцев школа-девятилетка – весомый аргумент, чтобы выбрать местом жительства именно Краснолесье.
Однако еще в апреле прошлого года у школы возникли проблемы. Краснолесенцы получили постановление о реструктуризации Краснолесенской основной школы в начальную школу-сад в связи «с недостатком финансирования», подписанное главой района Натальей Чавычаловой. Как выяснилось, недоставало 373 тысячи рублей на зарплату учителям до конца 2006 года.
Первой реакцией жителей было просто собрать 373 тысячи. Они даже сумели найти спонсоров. Дело было за малым – грамотно оформить бухгалтерскую «проводку». Однако региональное министерство ответило отказом: дескать, образование у нас бесплатное, и потому финансировать школу из внебюджетных источников нельзя.
В июле в Краснолесье приехала министр образования области Наталья Шерри. На этой встрече родителям подтвердили: их школу реструктуризируют. Детей с 5-го по 8 класс будут возить в школу поселка Дубовая Роща, за 12 км от Краснолесья. Для младших классов можно либо сохранить начальную школу-сад, либо организовать филиал Дубоворощинской школы с 1-го по 6 класс.
Однако жители Краснолесья задались вопросом: а каким образом их детей будут возить на автобусе? Дорога до Дубовой Рощи – старая двухрядка, обсаженная ясенями и липами. Если время от времени проводить ямочный ремонт, автобаном она от этого не становится. Правда, краснолесенцам обещали, что дорога будет отремонтирована, и на это район уже получил немалые средства. Только ремонт был запланирован на 2007 год, а возить детей предлагали с сентября 2006-го.
19 августа краснолесенцы провели сход, где 196 жителей поселка высказались за сохранение прежнего статуса школы. Сход был проведен по всем правилам – с предварительным извещением районных депутатов, протоколом, утверждением председателя. Решение схода было проигнорировано.
Тогда инициативная группа родителей подала заявление в районный суд, оспаривая решение главы района о реорганизации Краснолесенской школы. Первого сентября родители вручили начальнику Нестеровского управления образования уведомления о том, что дети 5–8 классов поселка Краснолесье переходят на самообразование, и автобус уехал в Дубоворощинскую школу ни с чем. Однако на самом деле дети продолжали ходить в школу, а семеро учителей продолжали учить их в обычном режиме. Только бесплатно. Конечно, совсем без работы педагоги не остались. Ведь в поселке сохранилась школа-сад, а значит, кто-то устроился туда учителем, кто-то – совместителем, кто-то – педагогом группы продленного дня.
В середине сентября администрация района как бы пошла на попятный. Родителям предложили создать в Краснолесье временный филиал Гавриловской средней школы из соседнего, Озёрского района (до нее 14 км от Краснолесья). По факту дети продолжали бы учиться в Краснолесье, но учителя числились бы в штате Гавриловской школы, и дети были бы аттестованы. А как только демография в Краснолесье улучшится, школу тут же откроют, пообещали чиновники.
Поразмыслив, родители согласились. Гавриловская школа – одна из самых крупных, рассудили они. Там более 200 учеников, так что в ближайшее время реструктуризация ей не грозит. К тому же в 2006 году она попала в региональную программу развития села. А самое главное – реально дети продолжали бы учиться в их Краснолесенской школе.
Казалось, все пошло на лад. Нестеровский и Озёрский районы заключили межмуниципальное соглашение, а гарантом его выступили областные депутаты. Родители написали заявления о принятии детей в создающийся филиал Гавриловской школы на базе школы поселка Краснолесье. Но с очень важной припиской – временно, до решения суда о судьбе Краснолесенской школы.
Но такая пометка чиновников не устраивала. А родители резонно возражали, что филиал не имеет никаких прав и его можно закрыть в любой момент.
В итоге межмуниципальное соглашение, похоже, бесследно сгинуло в недрах администраций. В Краснолесье ездили делегации чиновников, учителя продолжали учить детей в несуществующей школе. А над учениками нависла угроза остаться на второй год, ведь по документам они уже второй месяц прогуливали.
Министр образования вступила с жителями Краснолесья в открытую переписку. В тихий лесной поселок зачастили журналисты. Дело Краснолесенской школы дошло до губернатора и рассматривалось на заседаниях областного парламента.
В ноябре районный суд отклонил иск краснолесенцев о признании реорганизации школы незаконной; областной суд отклонил и кассационную жалобу. А в декабре родители получили письма из комиссии по делам несовершеннолетних – о неисполнении ими родительских обязанностей.
Администрация района снова выставила свои условия: детей нужно возить на учебу. Либо в Гавриловскую школу, либо в Дубоворощинскую. Разумеется, родители детей никуда не отправили, а продолжили занятия, воспользовавшись правом на самообразование. По иронии судьбы в середине декабря прекрасные дороги, по которым предлагалось возить детей, специальная комиссия признала аварийно опасными.
И тогда родители пошли ва-банк. Они подали заявление в областную прокуратуру о нарушении конституционных прав детей – учеников 5–8 классов Краснолесенской школы. И отдельное заявление – с просьбой проверить, соответствуют ли федеральному закону методики расчета финансовых нормативов для школ, применяемые в Калининградской области. Ведь именно из-за перехода на нормативное финансирование Краснолесенская школа была признана нерентабельной.
Областная прокуратура к заявлению прислушалась. И подала в суд на Министерство образования Калининградской области: методики расчета нормативов бюджетного финансирования не соответствуют федеральному закону.
Новый год противоборствующие стороны встретили в патовой ситуации. Родители ждали решения суда, дети продолжали учиться, учителя не получали зарплату за свой труд, а чиновники грозились не аттестовать детей.
Сдвинуть дело с мертвой точки удалось депутатам областной думы. На заседании 18 января они вместе с родителями нашли компромиссный выход – организовать на базе Краснолесенской школы консультационный пункт вечерней школы города Нестерова для учеников 5–8 классов. Такая форма обучения позволит ребятам спокойно закончить учебный год, а учителям получить хоть какую-то компенсацию за свой труд. Хотя знания они намерены давать в объеме основной, а не вечерней школы.
В свою очередь администрация Нестеровского района согласилась на этот вариант лишь до 1 июня. После этой даты родители, как сказано в постановлении, «должны определиться с формой обучения своих детей».
Но в итоге краснолесенцы, пусть и временно, добились своего – их дети никуда не уехали и продолжили обучение в своей школе. Пусть маленькой, без центрального отопления и спортзала, зато с родными учителями и теплыми изразцовыми печками в каждом классе. За исходом борьбы в Краснолесье внимательно следят все малокомплектные школы Калининградской области. Пример Краснолесья для многих может стать шансом на спасение.
Но окончательной победы никто не одержал. Суд еще не вынес вердикт по иску областной прокуратуры.
Вероятно, у властей есть очень серьезные причины реорганизовать Краснолесенскую школу, если они добиваются этого несмотря на общий протест родителей и педагогов. Мы поста-рались выяснить эти причины у министра образования Калининградской области Натальи ШЕРРИ. Насколько они серьезные и веские, предоставляем судить читателям.
– Почему у властей есть такое настойчивое желание реорганизовать Краснолесенскую школу? Ведь в поселке есть работа, действуют клуб, библиотека…
– Школа муниципальная, и ответственность за нее лежит на муниципалитете. Решение о реструктуризации было абсолютно обоснованным. Уровень преподавания в этой школе не отвечает никаким стандартам. В ней десять педагогов, и только пятеро имеют высшее образование. Учителя немецкого языка нет вообще.
– И все-таки в чем причина реорганизации: в плохом качестве образования или в недостатке финансов?
– Финансовый вопрос во главе угла не стоит. А вот школы сегодня вообще нет. Дети не учатся. Тот уровень образования…
– Но ученики Краснолесенской школы занимали места и на районных олимпиадах, и на областных.
– Вы же понимаете, что уровень олимпиад может быть разным. Есть олимпиады повышенной сложности, а есть игровые.
– Вы в первый раз сталкиваетесь с такой ситуацией при реструктуризации?
– Конечно, нет. Любому родителю, который привык, что ребенок всегда у него на глазах, тяжело отпускать его в другую школу. Но в Краснолесье идет планомерная работа нескольких человек. И когда нам удается успокоить родителей, после нашего отъезда вклинивается тот самый актив, который мы даже выявить до конца не можем.
– Разве плохо, что жители проявляют активную гражданскую позицию?
– Мне не очень понятны цели такой активности. Я очень боюсь, что это некий политический пиар.
– Вы уверены в том, что нужно поступиться привычной сельской школой, чтобы дети получали более качественное образование?
– Я уверена, что любое новое движение всегда сталкивается с трудностями. А реструктуризация сельской школы тем более. Но у нас есть положительный опыт.
– Вы можете пообещать жителям Краснолесья, что если будет прирост населения, то основную школу вновь откроют?
– А куда же мы денемся? Мы даже ожидаем этого прироста. Жители опасаются, что если мы оставим только начальную школу-сад, то детей будут увозить из поселка. Но у нас в области 1089 хуторов, а школ при них – чуть более ста. И ни один хутор из-за отсутствия школы не развалился. А в Краснолесье мы обеспечиваем детям подвоз, сопровождение педагога, прорабатываем маршруты, чтобы не было встречного транспорта.
– Но там невозможно убрать встречный транспорт, там постоянно курсируют лесовозы. У них уникальная ситуация.
– Жители постоянно твердят об уникальности Краснолесья. Но у нас очень много поселков с крупным производством, откуда подвозят детей. На Балтийской косе есть школа, куда детей возят паромом. А жители Краснолесья почему-то считают, что они одни в таком особом положении.
– Но это разумный эгоизм. Их не волнуют другие поселки, их волнуют их дети, которые каждый день должны куда-то уезжать.
– Юридически муниципалитет ничего не нарушил. По закону для реорганизации не нужен сход. И вы же понимаете, если сегодня мы разрешим Краснолесью, то завтра у нас каждый жилой дом в Калининграде скажет: мы хотим иметь школу у своего подъезда.
– Каким вы представляете будущее Краснолесенской школы?
– До конца этого года там будет консультационный пункт, а дальше – не знаю. Этот коллектив сам себе диктует, кем он будет. А мы продолжим работу с другими, более грамотными учителями и родителями.
Когда шла работа над номером, стало известно, что ситуация с Краснолесенской школой получила неожиданное продолжение.
В среду, 7 февраля, в Краснолесье приехали представители администрации Нестеровского района, которые объявили родителям, что детей все-таки будут возить в Дубовую Рощу. К этому моменту дети уже неделю спокойно учились в своей школе.
По словам чиновников, неофициальное распоряжение «заканчивать» с Краснолесенкой школой поступило с областного уровня. Однако родители отказались отпускать детей до появления официального письменного приказа.
«ПС» будет следить за развитием ситуации в Краснолесье.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|