Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Первая тетрадь
политика образования

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Владимир ЛИЗИНСКИЙ

Выстраивая систему воспитания в школе

Несколько основных управленческих принципов, которые важно соблюдать

Часть 2

В первой части этой статьи, опубликованной в № 2 за 2007 год, рассказывалось о том, как можно проанализировать каждый элемент устройства школы на предмет его воспитательного воздействия. Сегодня мы продолжаем разговор об управленческих основах школьного воспитания.

Что такое хорошая школа

Воспитывает не только учитель, воспитывает само пространство школы.

Социологические опросы показывают: дети считают, что учителя нередко грубы, злы, завистливы, специально подлавливают того, кто не готов к уроку, любят измываться, если ученик плохо отвечает, что они в большинстве своем взяточники.

Многие дети так считают? В зависимости от того, какая школа. Если плохая, то многие.

Тут мы коснулись важнейшего ресурсного вопроса: что такое хорошая школа и плохая школа?

Хорошая школа – это та, которую педагоги, родители и дети считают хорошей. Где учителя и администрация совместно придерживаются определенных ценностей и принципов.

По сути, это известный психологический прием: школа становится хорошей, если все участники образовательного процесса договорились считать ее таковой.

А как часто администрация говорит: наши учителя – это ужас, это такое убожество.

Учителя говорят: наш директор – полный ноль, даже расписание составить не умеет. А завуч? Сидит целый день бумажки пишет, вместо того чтобы с людьми работать.

А уж дети про учителей…

Если мы заявляем, что школа хорошая, мы начинаем организационную, педагогически выверенную работу, превращаем свою школу в хорошую.

Толерантность в школьных отношениях

А хорошая школа зависит от нескольких вещей. Первая – психолого-педагогический климат. Он в значительной степени обусловлен ценностями, которых придерживаются учителя, их отношением к детям и коллегам.

Тут нельзя не коснуться толерантности, толерантность – это сигнальное слово. Нас, впрочем, интересует толерантность не общественная, а педагогическая. И если общество еще как-то справляется со своей внутренней агрессией, то в школе вообще трагедия. Оказывается, своя толика нетолерантного отношения достается каждому ребенку. Если к нему хорошо относится математик, значит, историк терпеть не может. Если оба ребенка жалуют, значит, уборщица в коридоре тряпкой заедет.

Но самое страшное, что пришло в школу за последнее десятилетие, – дети стали меньше бояться учителя и больше – сверстников. Уровень нетолерантности в отношениях между детьми достигает критической отметки. Нетолерантность по этническому признаку, по признаку богатства и бедности, культуры и бескультурья, образовательной успешности.

…Психолог провела исследование в подмосковной школе, побеседовала с восьмым классом. Класс ровный, Сережа и Петя хорошие мальчики, Нина тоже хорошая девочка, но, конечно, наша звездочка – это Наташа. Какая умничка, какая благородная!

Психолог уехала. А после этого пришлось приглашать психолога из академии, потому что этой девочке отомстили на всю жизнь.

Проблема толерантности – это проблема, требующая изменения сознания, принципиально другого подхода к отношениям, к окружающей среде. У нас характер отношений критический, агрессивный.

Толерантность предполагает обсуждение особенностей личности и никогда – личности. Работа с особенностями, не с недостатками, а с особенностями личности.

Я часто слышу от детей, что их школа плохая. Спрашиваю: все учителя плохие? Нет. Хорошие есть? Есть.

В связи с этим я вспомнил историю. Учительница проводила урок по литературе. Изучали «Матренин двор». И она говорит: «На Руси были праведники. А есть ли праведники в наше время? Сережа, как ты считаешь?». Сережа отвечает: «Счас! Праведники! Воры, проститутки, проворовавшиеся чиновники и все». «Лена, а как ты считаешь?» – «Да он еще мягко сказал». И в этот момент звонок.

Что делает учительница? Она говорит: на следующем уроке договорим… Как на следующем уроке?! Ведь это же главный вопрос! Ведь сейчас они уйдут с таким суждением! И это гибель страны, если именно дети так судят. Я с последней парты добежал и говорю: «Можно поговорить с ребятами?» Она разрешила: «Дети, вы как? Потерпите?» Ребята: «Пе-ремена!!» «Ну две минуты потерпите?» – «Ладно, потерпим». – «Сережа, пожалуйста, назови, кого именно ты знаешь воров. Твои родители воры?» – «Нет». – «Учителя?» – «Нет». – «Знакомые?» – «Девочка, вот ты сказала. А у тебя откуда такое суждение?» Молчит.

Я говорю: «Есть у Ардаматского повесть «Суд». Капитан Тихонов едет в командировку, а напротив сидит мужик в белой вышитой рубашке, 120 килограмм веса, а на столе на газетке у него помидоры здоровенные, куски хлеба, курица, яйца почищенные, помидоры, соль крупная. Он это дело ест и говорит: ну все воруют, абсолютно все воруют. А капитан газету опускает и спрашивает: лично вы что воруете?»

Рассказал историю. Ребята зааплодировали и вышли из класса.

Проверка на педагогичность

Второй признак хорошей школы – педагогическая насыщенность внутришкольной среды. Здесь нужно различать действительную насыщенность и мнимую.

Вот, например, классные часы. Это педагогично? Педагогично. А проведение классных часов? Иногда антипедагогично.

Почему? А вот один директор представил около 400 классных часов. Первый классный час называется «Как держать зубную щетку». Второй – «Как умываться». Все это прописано на полном серьезе.

Тогда как известно, что классные часы могут быть двух видов: ситуативные и плановые.

Ситуативный классный час позволяет решать проблемы, важные для детей. А плановый обычно держится на авторитете педагога, на его организаторском умении. И то не всегда.

Помню, приехал в школу артист, чтец. Приехал читать стихи. Один мальчик выпрыгнул с третьего этажа, ногу сломал, только бы не присутствовать. Вот какая это радость – не попасть на классный час.

Педагогическая насыщенность школьной среды задается и через документальное обеспечение воспитательного процесса.

Недавно один талантливый человек сдал книгу по воспитанию: там 150 страниц текста и 250 страниц приложений.

Я попросил 90% приложений убрать за ненадобностью. А добавить только два. Первое – это «Персональное положение о стимулировании педагогического труда», написанное в школе, где работает автор. И второе приложение: откуда берутся средства, чтобы стимулировать педагогический труд?

Он сказал, что ни первого, ни второго у них нет…

Если мы не имеем разумного, серьезного положения о воспитательном процессе, сложно осуществлять этот процесс. Возьмем школу Тубельского. Там разработаны законы школьной жизни. Кто разработал? Дети и взрослые. Это важный ресурс.

Роль качественной документации

А вот вам пример дурно сделанного документа, который лишь множит проблемы в школьном воспитании.

Недавно вышел приказ Министерства образования и науки, определяющий режим работы педагогов.

В этом документе сказано, что работник школы обязан работать столько, сколько записано в тарификации. И следующий пункт: все остальное время он работает в соответствии с уставом образовательного учреждения. А поскольку, как правило, в уставе записано – «заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения», значит, работать он должен круглые сутки с переходом на следующие…

А вот последствия другой ведомственной инициативы. После того как классным руководителям стали платить надбавку в 1000 рублей, ретивые администраторы стали расписывать классным руководителям должностные обязанности. Мне довелось держать в руках документ, в котором этих обязанностей на 20 страниц.

При этом на самом деле заниматься нужно совершенно другим. Дело в том, что эту тысячу рублей дали люди, далекие от образования. Они не знают, что творят. Воспитанием в школе должны заниматься все сотрудники. Как только мы выдали одним деньги, мы тем самым разделили коллектив на две части. И теперь заставить кого-то еще заниматься воспитанием абсолютно невозможно.

О необычном в школе

Есть еще несколько ресурсов школьного воспитания, о которых стоит упомянуть.

Первый – научно-методическое, информационное обеспечение воспитательного процесса. Иду в школьную библиотеку: дайджест по воспитанию есть? Библиотекарша говорит: первого числа учебники выдала, в мае – собирать, а их еще реставрировать надо. А дайджест? Она не знает этого слова. А где у вас полка для классных руководителей? А нигде.

Между тем сегодня чрезвычайно много информации. Ее надо собирать, отбирать адресно, с ней надо работать.

Следующий важный ресурс – программа социально-экономической поддержки учителя. В соответствии с ней с каждым педагогом заключается контракт или договор. Оговаривается: какие блага ждут учителя через год, два, три, пять и десять лет работы, на что он может рассчитывать, что от него требуется и какую помощь он может получить от школы, от попечительского совета, от любых других институций, которые созданы или будут создаваться в школе.

Еще один важный, пусть и неожиданный ресурс – умение решать проблемные ситуации в коллективе, навык решения таких ситуаций.

Например, учительница отказывается брать классное руководство. Дает уроки, дежурит по этажу и столовой. И все. Вот ситуация. Давайте ее решать.

И еще. Известно, что продолжительность жизни всякой организации – три-пять лет. Школа в этом смысле не исключение. А чтобы она не развалилась, в ней постоянно должно происходить что-то значимое, удивительное, парадоксальное. Оказывается, нужно постоянно думать над тем, чтобы в школе было интересно. Заходит учительница литературы в класс, а на лице у нее таинственная улыбка. На три дня детям хватает: «Наверное, замуж выйдет…» Даже ведут себя хорошо. Математик вбегает в класс, бросает портфель и возглашает: «А все-таки Пастернак – гений!.. А сейчас теорему будем доказывать».

Отсутствие же необычного в школе приводит к тому, что дети создают необычное сами. Поэтому все то возвышенное, прекрасное, благородное, что позволяет нам заниматься этим удивительно сложным и интересным делом – учительством, – это тоже ресурс. И может быть, самый главный.

Окончание в следующем номере


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru