Третья тетрадь
детный мир |
КОМПАС ДЛЯ ПОДРОСТКА
Екатерина ОРЛОВА,
педагог, психолог, научный сотрудник НПО «Школа самоопределения»
«Я и мое будущее в современном мире»
Программа личностного и профессионального самоопределения для старшеклассников
Причина, по которой возникла эта программа, – желание облегчить подросткам профессиональное самоопределение, к которому их подталкивает школа. И настойчиво: теперь к традиционной профориентации добавилось профильное обучение. Но как это возможно – выбрать профессию в 14 лет, когда, в сущности, ничего про себя не понимаешь, когда это понимание только начинает складываться, нарождаться?
Поэтому мне кажется, что педагогам нужно работать именно с основополагающими вещами –
кто я? что для меня значимо и ценно в этой жизни? – вести разговор «по большому счету». И потом только сужать, детализировать: а как я хочу тогда жить? (это про образ и стиль жизни); с кем? (это про личную
и семейную жизнь); что в этой жизни делать? (а это уже про профессию); как всего этого достигать?
(а вот это уже про стратегии достижения, про образование, про умение выстраивать льтернативные сценарии).
Конечно же все это потом десять раз будет переосмыслено, изменено. Но навык размышления, навык самоанализа останется! Отсюда вот эта программа, вариант, попытка. Она предназначается для старших подростков – 10, 11 классов; для учеников помладше она не подходит – не совпадает с основными возрастными задачами.
Цель программы
Создание условий для выстраивания подростками образа себя и своих жизненных перспектив в современном мире. Средством достижения цели является построение участниками программы собственной модели взаимодействия с современным обществом. Такая модель в данном случае включает в себя образ «я» (представление о себе как о личности: приоритеты и иерархия ценностей, «я» в многообразии социальных позиций – профессиональные, семейные, поло-ролевые...) и способы действования в разных социальных и культурных сферах.
Предполагаемый результат
Данная программа призвана помочь подростку ответить на вопросы «Кто я такой? Что я из себя представляю? Что могу и что мне нужно?», а также «Какого будущего я для себя хочу и как могу достичь желаемого?», т.е. понять, что происходит вокруг него, где и как он сможет реализовать свои «хочу», «могу» и «нужно», увидеть разные пути их реализации, а также простроить свои шаги в этих направлениях.
Основные задачи
Осуществление целенаправленной работы с образом «я» и образом будущего (осознание своих склонностей, способностей и проблем, определение своих ценностей и путей их реализации в сегодняшней жизни, а также выстраивание на их основе образа желаемого будущего).
Направления работы:
– выявление и обсуждение значимых для подростков жизненных ценностей;
– обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей;
– приобретение (совершенствование) навыка установления приоритетов (ранжирование, согласование ближних и дальних перспектив и т.д.);
– приобретение (совершенствование) навыков самоподдержки.
Профориентационная работа: выбор профессии, выстраивание послешкольного образования (возможно, нескольких его вариантов), построение карьеры как средства достижения желаемого будущего.
Профориентационная деятельность представляется целесообразной именно в контексте работы по построению учащимися образа желаемого будущего, своих жизненных перспектив вообще и профессионального будущего в частности. Складывается из двух основных составляющих:
1. Формирование представления о профессии как о роде трудовой деятельности, который позволит реализовать свои планы относительно желаемого будущего, достигать намеченных целей в соответствии со своими ценностями.
2. Выстраивание стратегии получения профессии (образования). Основная часть этой работы остается за рамками данной программы.
Программа состоит из 12 занятий по 1,5 (2 академических) часа с группой из 8–10 человек.
План занятий
1 Знакомство, планы, ожидания
Цели занятия: знакомство участников и ведущего, ознакомление подростков с содержанием программы, прояснение ожиданий и запросов, приобретение участниками опыта самопрезентации.
Ход занятия:
1. Знакомство («Мое хобби: реальное и желаемое», ведущий задает уточняющие вопросы: чем это занятие привлекательно для тебя? / «Рекламный ролик» о себе на 20–30 сек.).
2. Ожидания участников – методика незаконченных предложений (напр., «Когда я услышал название «Я и мое будущее», я подумал…», «Когда я шел сюда…», «Я надеюсь, что эта программа…»).
3. Подробный анонс программы; ответы на вопросы участников; уточнение запросов; введение групповых правил.
4. Игра «Всякая всячина»: по кругу пускается подготовленная ведущим коробка с разными мелкими предметами (маленькие фигурки, пробки, колокольчики, спички, батарейки, ленточки, ключи, скрепки), из которой каждый достает что-нибудь приглянувшееся ему. Участники в парах рассказывают, почему они выбрали именно этот предмет (с помощью наводящих вопросов: Какие ассоциации вызывает этот предмет? Нравится он мне или нет? «Похож» ли я на этот предмет (чем)? Символизирует ли он мое теперешнее состояние, задачу, которую мне предстоит решить с помощью этой программы? Если бы этот предмет мог говорить, что бы он сообщил о себе? Если бы я разговаривал с этим предметом, что бы я ему сказал?). Затем каждый представляет своего партнера всей группе (какой предмет выбрал партнер, что из сказанного характеризует его лучше всего).
Подведение итогов и домашнее задание: получение от участников обратной связи о первом занятии и предлагаемой программе в виде телеграммы из 11 слов.
2 «Мои ценности»
Цели занятия: создание условий для осознания и предъявления подростками своих ценностных ориентаций, сопоставления собственных ценностей с ценностями других участников группы.
Вводное задание: «Я люблю – я не люблю» (назвать 3 любимых и 3 нелюбимых предмета, явления, действия).
Основная часть:
1. Рисунок «Мой мир»: участники в течение 10–15 минут рисуют, как выглядел бы мир, творцами которого были бы они сами, после чего рассказывают о своих мирах, отвечая на уточняющие вопросы по рисункам. Возможный дополнительный вопрос: в чьем еще мире (из представленных здесь) ты хотел бы жить и почему?
2. Ранжирование ценностей: подросткам предлагается и комментируется список из 12 ценностей (активная, деятельная жизнь; здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе; познание; свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество); необходимо расставить эти ценности в порядке убывания их значимости (по желанию участников список может быть расширен). После этого происходит предъявление индивидуальных рейтингов, особое внимание уделяется трем наиболее и трем наименее значимым ценностям.
По результатам этого занятия ведущий составляет «групповой ценностный портрет» и предъявляет его участникам на следующей встрече. Обсуждаются черты сходства и различия.
3 «Моя жизнь»
Цели занятия: создание условий для моделирования подростками своей жизни с помощью графического ее изображения; диагностика проблем построения жизненной перспективы и обсуждение возможностей их преодоления.
Вводное задание: разогревающее упражнение, направленное на обращение подростков к своему внутреннему миру, своим ценностям и целям (см., напр.: Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000., публикации «ПС» № 10–12 за 2006 г.).
Основная часть:
1. Завершение работы с рейтингами ценностей (см. предыдущее занятие).
2. Построение гистограммы «Моя жизнь»: участники получают индивидуальные бланки, на которых изображены две оси: горизонтальная «ВРЕМЯ (годы жизни)» и вертикальная «ЗНАЧИМОСТЬ СОБЫТИЯ» (от 0 до 10 баллов). Ось «время» задается самим подростком (по годам или подробнее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбика важные события своей жизни: прошлой, настоящей и будущей, а по вертикальной оси отложить личную значимость каждого события. Синим цветом обозначают события прошлого, красным – настоящего, зеленым – будущего.
Предъявление и обсуждение результатов. Анонс последующих занятий (способы выстраивания образа будущего, как личного, так и профессионального).
Подведение итогов и домашнее задание: подросткам предлагается подобрать словесную метафору, придумать и показать телом скульптуру или нарисовать рисунок на тему «Кто я в пространстве жизненного пути».
4 «Один из дней моей жизни»
Цели занятия: создание условий для моделирования подростками образа своего желаемого будущего методом направленного воображения.
Вводное задание:
1. Предъявление метафор, скульптур, рисунков.
2. Разминочное упражнение на визуализацию и развитие направленного воображения (начинать лучше с простых образов – только визуальных: «постарайтесь увидеть осенний кленовый лист», аудиальных: «послушайте, как стучит дождь по железной крыше», кинестетических: «представьте, что вы держите в руках маленького котенка», а затем предлагать в качестве стимульного материала сложные, сочетающие разные модальности: «представьте перед собой на тарелочке свою любимую сладость, рассмотрите, вдохните аромат, откусите кусочек…», «войдите в лавку древностей, попросите развернуть старый ковер, почувствуйте запах нагретой солнцем пыли, рассмотрите узор ковра, его потертости, прикоснитесь к нему рукой…»).
Основная часть: возможны 2 варианта проведения этого занятия. Если участники группы имеют хотя бы некоторые представления о том, как они хотели бы выстраивать свою послешкольную жизнь, может быть использована методика «Мой день через 10 лет»: участникам предлагается представить себе (по возможности максимально детально), а потом описать на бумаге свой день через 10 лет (образ должен нравиться автору и разворачиваться в настоящем времени). При необходимости ведущий помогает уточнить и записать увиденное. Если группа испытывает сильные затруднения при любом затрагивании темы будущего, подросткам предлагается представить себя прожившими долгую и наполненную самыми разными событиями и переживаниями жизнь. «И вот, отпраздновав свое 80-летие, в один из дней вы оказываетесь в одиночестве в своей квартире или доме. Вы берете в руки фотоальбом, в котором собраны самые дорогие для вас фотографии за всю вашу жизнь, устраиваетесь в кресле и принимаетесь листать его…» Далее ведущий медленно перечисляет те «фотографии», которые «видят» участники («Вот вы только что родились…», «Вот вы идете в первый класс…», «А вот уже и выпускной…», «А здесь вам лет, наверное, 25…» – и так до недавнего «юбилея»). После этого участникам предлагается выбрать один из снимков в середине альбома, который почему-либо затронул их сильнее, чем другие, рассмотреть его повнимательнее: кто там изображен, что это за событие, «вспомнить», что это был за день, как он начинался, какая была погода и т.д. Подростки записывают все, что «увидели» на фотографии и «вспомнили» о том дне, когда она была сделана, а затем отвечают на вопрос, чем этот день им особенно дорог и значим. После этого следует обмен впечатлениями и чтение (по желанию; возможно, в малых группах) своих описаний.
5 Анализ «одного из дней
моей жизни»
Цели занятия: анализ созданного на предыдущем занятии образа с целью выявления реализованных в нем ценностей и особенностей личной жизни и профессиональной деятельности; постановка целей на будущее, исходя из созданного образа; предоставление участникам возможности привести в соответствие их личные ценности и цели.
Вводное задание: разогревающее упражнение/обучение технике маркировки текста (ведущий предлагает выделить в каком-либо тексте определенные фрагменты по заданному основанию; напр., подчеркнуть ключевые для данного текста слова или выделить одним цветом то, что имеет отношение к чувствам, а другим – то, что касается мыслей).
Основная часть: участникам предлагается промаркировать описание дня своей жизни, составленное на предыдущем занятии, выделяя те фрагменты, которые, с их точки зрения, отражают наиболее значимые для них вещи (ценности), а затем соотнести полученное с рейтингом своих ценностей, составленным на занятии 2. Обсуждаются точки совпадений и несовпадений (какие ценности не реализованы и почему? и т.д.). После этого каждый заканчивает 3 предложения: «В будущем со мной обязательно случится…», «В моей жизни всегда будет место для…», «Я очень хочу, чтобы…», а затем формулирует свои цели на будущее (включая личную и профессиональную жизнь), вытекающие из увиденного образа.
6 «Я и моя профессия»
Цели занятия: уточнение образа своего профессионального будущего, созданного на предыдущих занятиях; обсуждение разных оснований выбора профессии (тип деятельности, сфера и объект деятельности, востребованность на рынке труда, доступность получения, материальные выгоды и моральное удовлетворение (соответствие своим ценностям), возможный ритм и режим работы; поиск возможных способов проверки правильности выбора профессии.
Вводное задание: участники получают набор картинок, на которых изображены люди, занимающиеся самой разной деятельностью. Каждый выбирает одну картинку и придумывает к ней описание, после чего от первого лица рассказывает в кругу о герое картинки. Ведущий при этом задает разные вопросы, в том числе самые неожиданные (например, во сколько ты (твой герой) сегодня встал утром? удобна ли тебе твоя одежда? и т.п.).
Основная часть: работа с матрицей профессий (таблица, в которой вертикальные графы представляют собой различные объекты деятельности («человек», «информация», «техника» и т.д.), а горизонтальные – виды деятельности («управление», «обслуживание», «исследование» и т.д.), на их пересечении же оказываются профессии и специализации) – см. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия». Интерактивная беседа с составлением схем-кластеров или рейтинговых шкал по разным основаниям выбора профессии – см. приложение. Когда кластер или шкала готовы, каждый из участников находит «свое место» на них и ставит там определенный значок. В итоге участники составляют совокупный «портрет» профессии, отвечающей их потребностям и ожиданиям, проверяют, согласуется ли он с образом будущего, смоделированного на предыдущих занятиях, и сопоставляют его с результатами профориентационного тестирования, если они в нем участвовали.
7 «От сегодня к завтра»
Цели занятия: создание условий для согласования подростками ближней и дальней перспектив и развития навыков планирования – выстраивание программы действий по реализации намеченных планов.
Вводное задание: игра «Волшебный магазин» (что я хочу получить и чем готов пожертвовать для достижения своей цели).
Основная часть: участникам предлагается расставить свои цели, сформулированные на предыдущих занятиях, в определенной временной последовательности и изобразить их на карте-рисунке «Дорога моей жизни»: сначала необходимо выбрать и изобразить подходящую для себя метафору своей жизни как дорогу (на что она похожа – на лесную тропинку? на горный серпантин? на автостраду?), а затем разместить на ней несколько важных пунктов – «километражных столбов» или «дорожных указателей», каждый из которых связан с достижением определенной цели. Рисунки демонстрируются в кругу. Потом каждый создает план-инструкцию для самого себя «Желаемое будущее за… шагов». Предъявление и обсуждение инструкций.
8 Навыки самоподдержки
(«Альбом моих достижений»)
Цели занятия: приобретение подростками навыков самоподдержки как ресурса для достижения поставленных целей; развитие рефлексивных навыков.
Вводное задание: разогревающее упражнение, направленное на осознание своих сильных сторон и ресурсных состояний. Например, каждый рассказывает всем о том, что он умеет делать очень хорошо. Более сложный вариант: один из участников называет то, что он делает очень хорошо, остальные могут претендовать на то, что они тоже отлично это умеют. Затем все, кто вызвался оспаривать звание лучшего в этом деле, по очереди приводят свои основания, почему они так считают, после чего группа голосованием выбирает того, кто показался убедительнее.
Основная часть: разработка проекта (плана, макета) «Альбома своих достижений» или «Коллекции ситуаций успеха»; обсуждение планов в парах/малых группах/в общем кругу (с использованием упражнения «Чемодан»: все присутствующие собирают каждому «чемодан в дорогу», в который кладут ценные, с их точки зрения, качества и умения, которыми владелец данного «чемодана» уже обладает); создание своих альбомов.
Подведение итогов и домашнее задание: закончить свои альбомы и подготовиться их презентировать на следующем занятии.
9 Навыки самоподдержки
(«Альбом моих достижений»)
Цели занятия: приобретение подростками навыков самоподдержки как ресурса для достижения поставленных целей; приобретение опыта самопрезентации.
Вводное задание: разогревающее упражнение, направленное на повышение уверенности в себе: участники образуют пары и в течение трех минут ведут диалог-спор, в котором один из участников говорит только слово «да», а второй – только «нет». Затем происходит смена ролей – и еще три минуты спора. После этого все делятся впечатлениями (легко ли было «спорить», какая роль показалась более комфортной).
Основная часть: презентации «Альбомов достижений» и «Коллекций ситуаций успеха».
Подведение итогов и домашнее задание: вопросы для размышления: «Что я хотел бы добавить к своей коллекции? У кого это можно позаимствовать? Как я могу это получить (попросить поделиться, обменять на что-то)?»
10 «Я сегодня и завтра»
Цели занятия: демонстрация подростками навыков целеполагания (постановка цели, согласующейся с образом конечного результата, а также выстраивание программы действий по достижению намеченного); приобретение опыта самопрезентации.
Вводное задание: разогревающее упражнение, направленное на повышение уверенности в себе и поиск внутренних ресурсов. «Я в лучах солнца»: нужно нарисовать на листе бумаги солнце большого размера (лучше всего занять весь лист); на солнечном диске написать свое имя, а вдоль лучиков – свои сильные стороны, хорошие качества, достижения. Все рисунки предъявляются группе, и если у чьего-то солнышка оказывается совсем немного лучей, остальные называют, какими еще достоинствами обладает этот человек, а автор рисунка – параллельно процессу называния – добавляет новые лучи и проговаривает вслух, что дописал.
Основная часть: совместная разработка плана самопрезентации «Я сегодня и завтра (Мое желаемое будущее: стратегии достижения и ресурсы)» и обсуждение ее возможных форм. Индивидуальная подготовка презентаций. Ведущий выступает в роли консультанта (при необходимости возможны дополнительные индивидуальные встречи).
11 «Я сегодня и завтра»
Цели занятия: демонстрация подростками навыков целеполагания; приобретение опыта самопрезентации.
Вводное задание: разогревающее упражнение, направленное на повышение уверенности в себе и снятие страха публичного выступления: можно предложить участникам выбрать 2–3 своих достоинства (см. рисунок «Я в лучах солнца»). Затем каждый по очереди встает на стул и громко возвещает всем: «Я такой-то!» (называя свои сильные стороны). Остальные аплодируют. Если чье-то выступление кажется группе не очень убедительным, его просят повторить – до тех пор, пока человек не произнесет свой текст действительно громко.
Основная часть: презентации участников «Я сегодня и завтра (Мое желаемое будущее: стратегии достижения и ресурсы)».
12 Итоги
Цели занятия: подведение итогов проделанной работы, анализ приращений и дефицитов; планирование дальнейших действий.
Вводное задание: упражнение «Времена года моей души» (что теряет свою значимость в жизни в данный момент, а что только зарождается или находится в стадии становления).
Основная часть: возможны различные формы подведения итогов – в зависимости от стиля работы группы и индивидуальных пожеланий участников.
Подведение итогов. Ритуал прощания (например, «Прощальный подарок – себе, каждому, группе»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Возможные основания выбора профессии:
1. Объект деятельности (с чем работать):
– человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели и т.д.); информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования); финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты); техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины); искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.); животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.); изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.); природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.).
2. Тип деятельности (что делать):
– управление (руководить чьей-то деятельностью); обслуживание (оказывать различные услуги); образование (воспитывать, обучать, развивать личность); производство (изготавливать продукцию); конструирование (проектировать детали и объекты); исследование (изучать что-либо или кого-либо научными методами); защита (охранять от болезней и враждебных действий); контроль (проверять и наблюдать).
3. Сфера деятельности:
– финансы, бухгалтерия, банковское дело, страховое дело; маркетинг, реклама, PR; управление персоналом; административно-хозяйственная деятельность, секретариат; логистика, транспорт, склад; информационные технологии и интернет; СМИ, телевидение, издательская деятельность; архитектура и дизайн; медицина и фармация, ветеринария; юриспруденция; туризм, гостинично-ресторанный бизнес, отдых и развлечения; красота, фитнес, спорт; образование и наука; культура и искусство; военное дело; охрана окружающей среды; производство; торговля; другое.
4. Востребованность на рынке труда:
– высокая; средняя; низкая; уникальные специалисты.
5. Доступность получения профессии:
– легкодоступная (есть средние специальные учебные заведения в районе проживания и т.п.); труднодоступная (обучение только на базе 11 кл., платное, конкурс…).
6. Уровень заработной платы (доходность):
– до 300 $ (до 9 тыс. руб.); до 700 $ (до 20 тыс. руб.); свыше 700 $ (свыше 20 тыс. руб.).
7. Моральное удовлетворение (соответствие своим интересам и ценностям):
желание быть полезным людям; любовь к природе,; потребность в самосовершенствовании, личностном росте; желание сделать мир лучше; познание нового; творчество (возможность творить, создавать что-то новое); желание обеспечить свою семью, близких материально; активная, деятельная жизнь; другое.
8. Тип занятости:
– полная занятость; частичная занятость (возможность совмещения нескольких мест работы).
9. Ритм работы:
– фиксированный рабочий день (напр., с 9.00 до 18.00); «плавающий график» (напр., определенное кол-во рабочих часов в неделю, сменная работа и т.п.).
10. Форма взаимоотношений с организациями:
– штатный сотрудник; временное сотрудничество (договор подряда, краткосрочный контракт); «свободный художник».
При подготовке были использованы материалы
исследований ЦСПА «Генезис» и программы
«Думая о будущем: проблемы целеполагания и построения
жизненной перспективы у подростков»
(см. Кривцова С.В. и др. Подросток
на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|