Сто лет назад, в январе 1907 года,
в римском квартале Сан-Лоренцо открылся первый в мире «Casa dei Bambini» –
«Дом ребенка», работающий по системе Марии Монтессори.
|
Основные идеи и принципы педагогики Марии МонтессориЦентральная идея Монтессори состоит в следующем: мир детей не похож на мир взрослых, и в общении с детьми взрослые должны учитывать их право на самостоятельное развитие, то есть стараться предоставить детям реальную возможность для самостоятельного освоения окружающего мира. |
Сейчас я уже ни в саду, ни в школе Монтессори не работаю. Но без опыта, полученного там, я вряд ли смогла бы полюбить работу педагога-психолога и детей, переживать такое сильное увлечение своей работой. Важно, что это был мой самый первый педагогический опыт: учась еще только на третьем курсе пединститута, я стала приходить в монтессори-детский сад – сначала смотреть и помогать, а вскоре и работать. А потом мы с детьми перешли в школу, где открыли класс Монтессори.
Ребенок лучше знает, что ему нужно. Где, чем, сколько времени заниматься, решает сам ребенок, хотя ему может быть только два с половиной годика. Даже если его деятельность заключается только в том, что он полгода переливает воду из одного ведерка в другое. Это и есть знаменитая свободная работа по Монтессори, когда душа человека всецело захвачена страстным интересом к тому, что он видит и делает. Человека – не только ребенка, но и взрослого.
Взрослый тоже поразительно усерден. Он наблюдает за тем, как малыш движется в самостоятельном освоении навыка, отмечает путь каждого ребенка в специальных листах наблюдений. Но он не настроен на мгновенный прогресс, и у него тоже свой путь познания и своя программа учебной работы.
Вот бегает по комнате аутичный мальчик. Бегает и бегает, а остальные дети заняты. Так продолжается днями, и никто не привлекает его к занятиям. А мальчик этот совсем не разговаривает, к материалам и близко не подходит. Но когда-нибудь ему обязательно станет интересно. Сначала будет обращать внимание на то, чем дети заняты, потом и сам что-то выберет.
Что и произошло. Он у нас заговорил.
Насыщенная предметная среда чрезвычайно важна в монтессори-педагогике. Только в ней возникает спонтанная личная ответственность.
В комнате есть зона развивающих монтессори-материалов для выбора. Они эстетично выглядят, приятны на ощупь, изготовлены только из натуральных материалов. В них ничего лишнего. И в каждом предмете заложена возможность самоконтроля. Средства развития прекрасные, но никакая среда не сработает на развитие, если не будет очеловечена – педагогом, ребенком. А в монтессори-группах дети тоже разные. И нет одинаковых педагогов. Правда, все ведут записи, и эти записи помогают учителю понять, когда надо дать новый урок.
Бывает, ребенок выбирает материал не по возрасту. Например, трехлетка несет мне материал на числа, и я пытаюсь ему показать, как с ним работать. Если ребенку неинтересно, он идет и ставит его на место. Но была у меня такая девчушка, которая уже в три года сотнями оперировала. Сама несла сложные материалы и говорила: «Это хочу. Научите меня этому».
Педагог знает точно, какой дидактический смысл вложен в каждый предмет. Но это нелегко: дать короткий урок-объяснение предмета и его употребления, чтобы ребенок смог работать с ним самостоятельно.
Есть что-то базовое для возраста, это стоит на виду. Один штрихует, другой взялся за математику. Часами могут узор из бусинок выкладывать, горох от фасоли отделять. Кто-то сам подходит, а к кому-то надо подойти, помочь, если дело застопорилось. Закон работы педагога: лаконичность, простота и объективность. Скажем, буква «д» – это именно знак, обозначающий определенный звук, а не шляпа на колесиках.
В саду я специализировалась по трудным детям. Маленькие, глаза горят, рвутся все потрогать, хотят действовать. Упражнения тишины им давались не сразу. Надо передать другому колокольчик, чтобы он не звякнул. Не получилось – повторить. И тут такая гамма ощущений, столько внимания! Особенно им нравилось упражнение «капелька». Ребенок закрывает глаза и ждет, когда получит сюрприз. И вот на ладошку падает маленькая прохладная капелька! А-а-хх!
Собирать большую розовую башню из кубиков разного размера – любимое занятие. И мы всегда подолгу искали самый маленький кубик, не более сантиметра: он был так любим детьми, что часто терялся…
В школе мы стали на монтессори-работу накладывать американо-немецкую технологию образования по Монтессори. Сосредоточились вокруг придумывания интересных заданий. Сами изобретали и изготавливали дидактические материалы, включающие необходимые по традиционной программе сведения и сведения, перекрывающие программу.
У детей было все то же, только добавился план на день или на неделю. В нем было несколько пунктов, из которых надо что-то выбрать делать. Плюс им давался лист контроля, чтобы себя проверить.
В смешанном классе, где дети из монтессори-садика составляли меньшую часть, сразу стали видны отличия наших детей. Они спокойно брали планы, садились где хотели, образовывали группы и работали. А «новички» вели себя по-другому. Например, говорили «Не хочу!» и слонялись, бездельничали. Некоторое время, конечно. Потом все равно включались. Считаю, за счет интересных заданий. И еще: очень долго они не могли понять, как это – выбрать самому задание. Это им было дико, и они начинали выполнять все подряд, ничему не выказывая личных предпочтений.
Или самоконтроль. У нас, в свободной работе, он вошел в привычку, а тут дети еще до начала работы берут листок контроля и сразу проставляют галочки, после чего – «Я все сделал!». Им непонятно, чем так увлечены другие дети и педагог. Но постепенно все включились в деятельность.
По плану детям работать нравилось, и мы очень быстро перешли к проектным планам: «проведи исследование», «доведи до конца свой мини-проект». Уже во втором классе материалы для сайта «Животный мир нашего края» были готовы. Учебник у них был уж очень тоскливый.
Уже два с половиной года я работаю в обычной школе, а использовать поурочные планы так и не научилась. Не могу: на первом месте – проектная деятельность. Методика Монтессори приучила меня к толстым индивидуальным папкам с планами ребенка и с моими сопроводительными комментариями к ним – к проектному мышлению.
И еще: где бы я ни оказывалась – в первую очередь создаю пространство для свободной работы. Сейчас у меня нет монтессори-материалов, но ведь любой материал может быть прекрасен, если он правильно выбран и точно используется. И пусть не все наши игры отвечают монтессори-требованиям, соблюдается главный принцип: ребенок может прийти ко мне и поработать с тем, что ему надо.
Любые технологии могут быть монтессори-ориентированными. В любом детском учебном заведении можно оставаться монтессорианцем, если не забывать главные заповеди Марии Монтессори: прими ребенка как ценность; отнесись к своей работе с ним как к помогающей.
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"